К 1971 году меломаны в полной мере раскусили всю мощь и прелесть концертного звучания рок-бэндов. Такие сценические гиганты как LedZeppelin, The Who, Jimi Hendrix, Grand Funk Railroad и многие другие великие, возвели концерт из развлекательного шоу в нечто совершенно невообразимое до тех пор: у одних это была массовая медитация, новый способ расширения сознания через музыку, танец и визуальные эффекты (не забывайте и о препаратах), у других — рок-н-ролльная камасутра; третьи разрабатывали идею театра и так далее. Что там говорить? Идей насчитывалось не меньше десятка. От массовой истерии на концертах Элвиса и Битлов миру продвинулся на световые мили вперёд.
Те, кто побывал на шоу гигантов, наверняка захотели еще и еще раз окунуться в эту неповторимую атмосферу. Капиталистический рынок не мог не сориентироваться и на возникший спрос ответил предложением в виде «живых» альбомов. Как обычно это бывает, в полной мере спрос смогли удовлетворить бутлеггеры, выдававшие на-гора записи с концертов суперстаров, иногда очень приличного качества. Рекорд-индустрия в очередной раз показала себя медленной и неповоротливой, с запозданием выпуская эрзац того шоу, которое устраивали подписанные ими артисты. Их «лайвы» обычно были сильно обрезанными, иногда по какой-то нелепой логике, но по качеству звука всё ж в целом превосходя бутлеги. Учитывая возможности рекорд-лейблов, даже такие альбомы становились хитами. В первую очередь на ум приходит такая классика, как Live at Leeds “Хушников”(о котором я тоже напишу), Live Album от Grand Funk Railroad, концерт в тюрьме Фолсом Джонни Кэша. И конечно же, At Fillmore East отличной группы Allman Brothers Band.
Этот альбом, можно сказать, идеально попал в нужное место в нужное время. Нужное — с печальном оттенком, потому что стал эпитафией грандиозному гитаристу Дуэйну Оллмэну и лебединой песней другого участника группы — басиста Берри Оукли. Альбом стал последним официальным документом живой магии оригинального состава.
Длинные пространные импровизации уже не были в новинку, но до сих пор воспринимались с огромным энтузиазмом благодаря яркому таланту музыкантов и популярности расширяющих сознание средств. Но дело в том, что официально живые концерты групп, исповедующих подобный подход, можно было по пальцам пересчитать. Кто? Cream, Grateful Dad, Джими Хендриск... раз-два и обчёлся. Неудивительно, что появление альбома с мощными инструментальными джемами воспринялось на ура огромным количеством рок-фэнов.
Allman Brothers Band своими двумя студийными альбомами завоевали репутацию высококлассной группы и даже основателями нового направления — южный рок. At Fillmore East — просто прорыв во Вселенную.
Я не вижу смысла, да и не понимаю, как можно описать композиции, длительность которых составляет от 13 до 23 минут. Whipping Post(Позорный столб) именно в живой версии считается одной из величайших композиций рок-н-ролла. Начинаясь с гулкого угрожающего басового риффа в размере 8/11, что для рока нехарактерно, и превращается хлёсткий как удары хлыста звуковой шквал двух гитар — одной более открытой и агрессивной и ее оппонента-интроверта. Не знаю кому как, а мне слушать 23 минуты потока сознания виртуозных гитаристов совершенно не скучно. Иногда я даже «проваливаюсь» глубоко в себя.
Но самая любимая композиция — In Memory of Elizabeth Reed. Они сильно выделяется среди остальных блюзовых вещей своей джазовой стилистикой, более мягким звучанием и латиноамериканским флёром, что несколько делает её похожей на музыку Сантаны.
Композиции первой пластинки — классика блюза, исполненная с мощью и напором разъяренных молодых людей..
Как я уже писал, мейджоры грамзаписи не могли себе позволить выпустить полноценные «зальники» из опасений плохих продаж. Поэтому грандиозные концерты были безбожно обрезаны до полу-кастрированного состояния. И только благодаря современным цифровым технологиям у нас имеется возможность послушать полные версии (ну, или почти полные) исторических концертов. В девяностые и нулевые вышло несколько изданий с полным сет-листом. The Fillmore Concerts или At Fillmore East Deluxe Edition сейчас ИМХО ценны намного больше оригинала, поскольку содержат кучу не менее интересного материала.At Fillmore East входит в мою личную пятерку любимых живых альбомов. Вся сила рок-н-ролла — в живых концертах!