читать далее...
Эйнсли Томас Данбар - земляк и практически ровесник Битлов - родился 10.01.1946 - в Ливерпуле, Англия, и его с детства тянуло к джазу. Эйнсли начал профессиональную деятельность барабанщика уже в 11 лет, зарабатывая участием в разных концертах, пока в 15 его не взяли на постоянную работу в группу Лео Резерфорда, а в 17 он играл в джаз-банде с забавным названием Merseysippi Jazz Band.
В августе 1963, когда вместе с битловской славой Ливерпуль захватило повальное увлечение рок-музыкой, Эйнсли переключился на рок и R&B и вступил в группу Derry Wilkie and the Pressmen. Далее последовала смена одной группы за другой: The Flamingos, Freddie Starr and the Flamingos, Excheckers, Stu James and the Mojos, пока Данбар не попал в лучшую блюзовую тусовку Лондона к Джону Мэйоллу. С John Mayall & the Bluesbreakers Данбар записал основополагающие альбомы британского блюза A Hard Road (1967), Looking Back (1969), So Many Roads (1969). Когда Эйнсли играл с Блюзбрейкерс, на концерт собирались все ударники Лондона посмотреть на его соло на барабанах. От Мэйолла Данбар ушел в Jeff Beck Group, в которой в то время вокалистом был Род Стюарт, а гитаристом будущий Роллинг Стоун Рон Вуд. В этом составе они все участвовали в записи седьмого альбома Донована под названием Barabajagal (1969).
Еще в 1967 году Эйнсли создал собственный проект, назвав его многозначительно The Aynsley Dunbar Retaliation (Возмездие Эйнсли Данбара). В состав группы в разное время входили гитарист-вокалист Джон Мурсхэд, басист Алекс Дмочовски, клавишник Томми Айр, органист-вокалист Виктор Брокс, а также ветераны блюзовой сцены Чемпион Джек Дюпри и Тим Роуз. Кроме того, на концертах в The Aynsley Dunbar Retaliation иногда участвовали такие корифеи блюзовой гитары, как Питер Грин и Джек Брюс. Хотя официальным лидером группы был ее основатель Эйнсли Данбар, настоящим творческим вожаком в ней стал талантливый певец, мульти-инструменталист и композитор Виктор Брокс.
Однажды, когда The Aynsley Dunbar Retaliation участвовали в фестивале, устроенном французской компанией звукозаписи BYG Records в Бельгии, и туда приехал Фрэнк Заппа, он вышел на сцену и поджемовал с Retaliation пару вещей. Тогда они просто познакомились, поиграли, поболтали. Спустя какое-то время, Эйнсли зашел однажды вечерком отдохнуть в свой любимый лондонский клуб SpeakEasy, а ему говорят: Вас тут ждут и подвели к столику. А там сидел Фрэнк Заппа, который предложил вступить в его команду и уезжать с ним в Америку. Эйнсли согласился, прилетел в Лос-Анджелес и, Заппа поселил его прямо у себя в доме.
Когда установили в подвале ударную установку Данбара, Заппа говорит ему: А ну-ка покажи за что я тебя выбрал. Они начали джемовать и в первый же вечер сделали композицию Chunga's Revenge (Месть чунги), которая задала тон одноименному альбому Заппы Chunga's Revenge (1970). С тех пор началось довольно продолжительное (хоть и с перерывами) сотрудничество Данбара с Заппой, в результате которого он записался в десяти его альбомах:
Chunga's Revenge (1970)
Fillmore East - June 1971 (1971)
200 Motels (1971)
Just Another Band from L.A. (1972)
Waka/Jawaka (1972)
The Grand Wazoo (1972)
Apostrophe (') (1974)
Playground Psychotics (1992)
Joe's Domage (2004)
Carnegie Hall (2011)
Кроме того, в послужном списке Эйнсли Данбара сотрудничество с такими исполнителями как:
- Дэвид Боуи в альбомах Pin Ups (1973), Diamond Dogs (1974)
- Лу Рид: Berlin (1973)
- Мик Ронсон: Slaughter on 10th Avenue (1974), Play Don't Worry (1975)
- Иэн Хантер: All American Alien Boy (1976)
- Whitesnake: Whitesnake (1987), 1987 Versions (1987)
и многими многими другими.
Что касается данного дебютного альбома, то как пишет Горяинов Олег на глубоко уважаемом ресурсе Палеонтология:
Первую сторону пластинки открывает интересная композиция "Watch 'N Chain" (Часы и цепочка), которая была выполнена скорее в психоделическом, нежели блюзовом ключе. Свист и магическая перкуссия в сопровождении голоса Брокса оставляют незабываемое ощущение. Полностью оценить вокальные данные Виктора можно уже в следующей вещи - My Whisky Head Woman (Моя подсевшая на виски женщина). Пронзительный медленный блюз примечателен еще и потрясающей сольной партией Брокса на корнете. Оставшиеся четыре композиции с первой стороны выполнены в духе прямолинейного блюза, довольно качественного для группы дебютанта.
Все лучшее с первого альбома было припасено для второй стороны. Sage Of Sydney Street (Сага Сидней-стрит) и Mutiny (Восстание) - мощные инструментальные композиции, которые в полной мере раскрывают талант всех участников ансамбля, и в первую очередь, конечно, способности самого Данбара. Между же двумя джаз-роковыми вещами оказался спрятан известный блюз Перси Мейфилда Memory Pain. Обычно эту песню исполняют в хард-роковом ключе, благодаря довольно изысканному рифу. Группа Данбара отличилась, и "сделала" мягкий лирический блюз, не забыв при этом про знаменитый гитарный риф.
От себя хочется добавить, что играя казалось бы тот же блюз, что и их коллеги и современники, например Джон Мэйолл, The Aynsley Dunbar Retaliation умудрялись звучать очень по-своему. Стоит отметить также продюсерскую работу, которую в этом альбоме проделал Иэн Сэмуэлл. Великолепно подчеркнута индивидуальность вокала Виктора Брокса, прекрасно выделены ударные, общая прозрачность и в то же время интенсивность записи. Приятно также слушать радикальное разделение по стереоканалам, которое с конца 1960-х почему-то все так избегают применять.
Невозможно также сдержать восхищение от вокала Виктор Брокса, который широкой публике известен по партии Первосвященника Каиафы в концептуальном альбоме рок-опере Jesus Christ Superstar (1970). У Брокса удивительно чуткая, проникновенная, очень яркая манера исполнения и достаточно широкий диапазон. Вообще, это приятный сюрприз, когда берешь впервые слушать пластинку какого-то ударника, и открываешь на ней, помимо интересной инструментовки, прекрасный вокал.
В обложке этого альбома мы видим ранние проявления шедевральности знаменитого дизайн-агенства Hipgnosis, которое особенно проявило себя позже, в семидесятых, создав сотни интересных обложек для множества рок-исполнителей.
The Aynsley Dunbar Retaliation - достаточно редкая на виниле пластинка, до сих пор (март 2012) даже не переиздававшаяся. Несомненно, неотъемлемый экземпляр в коллекции любого любителя вкусных редкостей.