Tracklist
1 Glass House 2:56
2 Go To Hell 3:03
3 Rising Of The Tide 3:47
4 Waving 3:54
5 Far Away 2:47
6 Dissolving With The Night 4:06
7 Blood 3:17
8 On The Plane 3:41
9 Oxygen 3:04
10 Zigota 5:04
11 DNA 3:56
Credits
Arranged By [Strings And Horns] – Aviv Geffen (tracks: 1 to 3, 5, 7 to 11)
Bass Guitar – Seffy Efrati
Contractor [Strings Session] – Isobel Griffiths
Copyist [Strings And Horns] – Ron Klein*
Drums, Percussion – Tomer Z
Leader [Strings] – Perry Montague Mason*
Management – Acme Music, Andy Leff
Mastered By – Jon Astley
Mixed By [Assistant] – Steve Orchard
Other [Booking (Europe)] – Derek Kemp
Other [Booking (USA)] – Steve Martin
Other [Booking] – Agency Group, The
Photography By [Band] – Chiko*
Photography By [Tomer / Seffy / And Eran] – Noa Magger
Photography, Design [Graphic] – Carl Glover (4)
Piano, Organ [Hammond] – Eran Mitelman
Producer – Aviv Geffen (tracks: 1 to 8, 10, 11), Steven Wilson (tracks: 1 to 8, 10, 11)
Strings – The London Session Orchestra
Vocals, Guitar, Keyboards [Additional], Mixed By – Steven Wilson
Vocals, Piano, Keyboards, Guitar [Additional] – Aviv Geffen
Written-By – Aviv Geffen (tracks: 1 to 3, 5, 7 to 11)
Review
Третий альбом Blackfield – совместного проекта израильтянина Авива Геффена и Стивена Уилсона из Porcupine Tree. На этом альбоме участие Уилсона еще более скромное, чем на предыдущем – он представил на диск только одну песню – все остальные написал Геффен. Надо сказать, что стилистика альбома изменилась не очень сильно – что лишь доказывает, что Уилсон в этом проекте всегда играл скорее вспомогательную роль наставника, нежели был полноценным соавтором. При меньшем участии строгого и сдержанного англичанина Геффен пытается делать музыку Blackfield более мелодраматичной, возможно даже «кинематографичной», добавляя оркестровые аранжровки к некоторым песням. Это наиболее заметно на “Rising The Tide” с расширенной, очень запоминающейся, но несколько жалостливой оркестровой кодой. С ним контрастирует лаконичный полуакустический “Go To Hell”, который снова создает впечатление, что Геффен любит бравировать словом “fuck” в песнях. С точки зрения аранжировок здесь как будто бы всё правильно, но по-настоящему ярких мелодий для подобного песенного жанра здесь всё же недостаточно. На этом фоне более всего выделяется номер “Blood”, но котором Геффен едва ли не впервые у Blackfield окрашивает музыку в ярко выраженные ближневосточные тона. Драматический тон композиции и всего лишь одна повторяющаяся строчка “Here comes the blood” – очень эффектный пример того, что многие темы и ощущения куда лучше иллюстрируются музыкой, чем многословными текстами. Это одна из немногих удач альбома. В целом же диск звучит приятно, но не покидает ощущение рутинности и недостатка выразительности.