Год записи: 2020 Формат: CD Статус: в продаже Цена: 320 грн
Жанр: classic rock | hard rock Кол-во дисков: 1 Год издания: 2020 Страна: Russia Label: Irond Номер по каталогу: IROND CD 20-1980 Детали издания: 8page booklet Добавлен:21.10.2020 Изменен:11.11.2021
Американский хард-рок 70-х – воистину загадочная территория для отечественного меломана, и если обратиться к «народному мнению», то покажется, что кроме Grand Funk Railroad, Kiss и Aerosmith там и тогда никто тяжёлую музыку вообще не играл. Однако нужно помнить, что США для нас в те годы были просто географическим понятием почище Антарктиды, и актуальная музыкальная информация прибывала к нам с противоположного берега Атлантики в причудливо искажённом виде, если прибывала вообще. Первые, очень странные и робкие упоминания об одних из истинных королей рок-арен Америки 70-х, квинтете Blue Öyster Cult, достигли России лишь осенью 1981 года, когда группа уже миновала свой творческий и коммерческий пик. Интерес к ней не смогло подстегнуть ни попадание её причудливого имени ни в запретные рок-списки из сентября 1984-го, ни совершенно фантастического уровня альбом “Imaginos” (1988), казавшийся в тогдашнем музыкальном климате памятником былой эпохе. Однако и спустя почти 49 лет после дебюта в грамзаписи Blue Öyster Cult остаётся активно концертирующим коллективом, в музыке которого ни сыскать ни возрастной усталости, ни малейших стилистических компромиссов. Новейший альбом коллектива с идейно выдержанным названием “The Symbol Remains” – тому лишнее подтверждение.Построение всего музыкального материала на минимальном числе гитарных буги-риффов. Закрученные содержательно и сюжетно, интереснейшие тексты песен, явно наследующие традиции Эдгара По, и повествующие о не самом традиционном в рок-н-ролле – байкерских войнах, влиянии пришельцев на ход мировой истории и технике Второй Мировой войны. Концептуальные линии, проходящие через всё творчество группы прямо с 1972 годе. Сценическое шоу, своим антуражем куда больше напоминающее съезд правой политической партии, нежели собственно рок-концерт. Пять гитаристов на сцене. Загадочное оформление альбомов. Собственный символ группы, «крюк Кроноса», и многочисленные медиа-провокации вокруг него… И это всё о ней, о группе Blue Öyster Cult. Впрочем, какой ещё состав может похвастать наличием среди своих поклонников одновременно всех музыкантов канадского трио Rush и писателя Стивена Кинга собственной персоной?Все эти странности, превратившие Blue Öyster Cult в одну из самых значимых групп в мировой рок-истории – следствие создания коллектива «на кончике пера». На кончике пера её будущего менеджера, продюсера и активного соавтора Сэнди Пирлмэна (Sandy Pearlman), сочинившего в 1967 году поэму «Тонкие доктрины Незримых», но справедливо посчитавшего, что на тот момент найдётся немного желающих внимать этим поэтическим откровениям в печатном виде. Значит, согласно требований времени, надо создать рок-группу! Будущие музыканты Blue Öyster Cult на тот момент учились на различных технических факультетах Университета штата Нью-Йорк, и явно не относились к числу личностей, желавших услаждать слух публики поп-хитами «ни о чём». Долгая история с переменами названий группы и разработкой её сценического шоу закончилась с выпуском безымянного дебютного альбома (январь 1972), на обложке которого фигурировал тот самый «крюк Кроноса», изобретённый однокурсником Сэнди, дизайнером и архитектором Биллом Гауликом (Bill Gawlik). Символ древнегреческого бога Кроноса попутно обозначал свинец как химический элемент – «тяжелый металл», не так ли? После этого Blue Öyster Cult попадают в одну концертную обойму с только-только обретшим популярность Элисом Купером (Alice Cooper) и более не знают коммерческих и уж тем более музыкальных поражений.
Столь занятная музыкально-идеологическая концепция Blue Öyster Cult не всегда встречала понимание у критиков и публики. К примеру, первый же альбом открывался байкерским гимном “Transmaniacon MC”, открыто восхвалявшим поведение байкеров из «Ангелов ада» в побоище на рок-фестивале в Альтамонте (1969), а концерты группы в 70-е зачастую становились поводом для шумных выступлений Лиги защиты евреев (!) – даже при очевидной национальной принадлежности музыкантов квинтета и их менеджера. Скандал оказался разожжён и хитом “ME 262” (1974), повествующим о лучшем немецком реактивном истребителе Второй Мировой войны, и даже с перечислением в тексте его технических характеристик. Такое умелое и весьма нестандартное медиа-позиционирование в сочетании с абсолютной доступностью музыкального материала и максимально незвёздным имиджем участников группы превратила Blue Öyster Cult в одну из самых востребованных стадионных хард-роковых групп Америки.
Но как бы ни были великолепны работы Blue Öyster Cult, к середине 80-х группа просто выработала свой исторический ресурс, плюс от проблем в коллективе с таким количеством авторов (и соавторов) оказалось никуда не уйти. И, хотя альбом “Imaginos”, ставший точкой в концепте Невидимых, был попросту великолепен, он явился на рынок очень невовремя – в конце 80-х у рок-слушателей были иные герои. Тем не менее, группа со своим внушительным песенным каталогом вовсе не распалась, а продолжала выступать фактически как ретро-состав. Новые альбомы 1998 и 2002 годов были неплохи, но не более того – похоже, что на тот момент и сами музыканты воспринимали себя как ретро-группу.
18 лет понадобилось старожилам Blue Öyster Cult, гитаристам и певцам Эрику Блуму (Eric Bloom) и Дональду «Бак Дхарме» Розеру (Donald “Buck Dharma” Roeser) чтобы добраться до выпуска работы, которая подаётся фирмой-издателем как «один из самых разнообразных и музыкальных альбомов группы за всю её историю». Громкое заявление? Безусловно, но после первого же знакомства с “The Symbol Remains” с удивлением понимаешь, что новинка не очень-то уступает одной из самых монолитных и тяжёлых по звучанию работ группы 70-х, а именно альбому “Spectres” (1977). Да, здесь нет явного хита – но кого в 2020 году волнует хард-роковый хит, пригодный для радиоротации? Куда важнее то, что невзирая на возраст музыкантов (Эрику – почти 76, Дональду – почти 73), в альбоме вообще не слышно усталости и расслабленности, свойственной массе работ куда как более популярных в России групп. Наоборот, “The Symbol Remains” слушается праздником возвращения той самой музыкальной «американской готики», к которой до прихода собственно готик-рока причисляли Blue Öyster Cult. Это подтверждается безупречной, очень традиционной для группы компоновкой песенной программы, когда альбом открывается простыми буги-номерами разной степени тяжести (“That Was Me” и фактически поп-роковая, но при этом крайне аранжировочно схожа с наследием Rush 80-х “Box In My Head”), а совсем уж серьёзные пьесы оставлены на потом. Причём рекламная фраза не обманывает – в номере “Tainted Blood” Blue Öyster Cult едва ли не впервые в своей истории обращаются к блюзовой форме, и делают это совершенно победоносно. А когда к микрофону выходит Эрик, то в его вокале по-прежнему наличествует то злобное и неповторимое напряжение, которое в немалой степени и создавало Blue Öyster Cult имидж опасной и одновременно таинственной группы – примером тому в наибольшей степени могут быть пьесы “Edge Of The World” и “Stand And Fight”. И даже обязательный для классических альбомов группы почти поп-номер здесь имеется – это полубаллада “Florida Man”. И, как говорится, далее по списку – рекомендовать отдельные номера с “The Symbol Remains” означает просто переписать весь его трек-лист из 14 номеров. Немалый вклад в альбом внёс и относительно новый музыкант в группе – клавишник, гитарист и вокалист Ричи Кастеллано (Richie Castellano), не только вместе с Эриком и Дональдом спродюсировавшим альбом, но и написавшим для него, лично и в соавторстве, ровно половину номеров. Выражение «свежая кровь» в контексте творчества Blue Öyster Cult всегда звучит очень двусмысленно, но Ричи даже при своей внешности заслуженного пчеловода доверие полностью оправдал, и вписаля в ветеранский состав идеально. Еще одна неожиданность – тихое примирение группы с её бывшим барабанщиком Альбертом Бушаром (Albert Bouchard), некогда бывшим одним из главных композиторов и идеологов коллектива. Правда, всё, на что хватило Альберта сейчас – это партия перкуссии и бэк-вокала в номере “That Was Me”.
Продюсирование материала также соответствует высочайшим стандартам золотой эпохи существования группы, и в ней не найти никаких ретро-заигрываний то ли с самими собой, то ли со слушательской аудиторией. Ещё бы – сведением альбома занимался не абы кто, а один из лучших рок-продюсеров Америки последних 40 лет – Крис Лорд-Элдж (Chris Lord-Alge). Собственно, обо всём хорошем в “The Symbol Remains” говорит и название альбома – «Символ остаётся» – и его обложка, где тот самый «крюк Кроноса» так и падает на ничего не подозревающего свидетеля. И, если мерять традиционный хард-рок его достоверностью, то новинка от Blue Öyster Cult – это самый достоверный камбэк-альбом любых рок-ветеранов за последние даже неизвестно сколько лет. И даже если Blue Öyster Cult больше не запишет ни одной песни, “The Symbol Remains” – эта та работа, с которой не стыдно уходить в Историю. Работа, свершено равновеликая последним альбомам великих поклонников Blue Öyster Cult, то есть Rush.