читать далее...
Пожалуй, только Меньшиков из progressor.net, мнению которого лично я никогда не доверял (и не доверяю), оценил этот альбом очень высоко, назвав его творческим пиком коллектива (кстати, обратите внимание, как Меньшиков пишет по-английски слово "пик"). Тем не менее, какое-то внутренее сомнение побудило заполнить брешь в дискографии и приобрести этот диск. Как и предыдущие два альбома, "Statinary Traveller" записан с переменным составом музыкантов: группы как таковой уже не существует с 1980-го года, есть лишь Латимер и его желание продолжать выпускать альбомы под маркой Camel. Тем не менее, в записи диска приняли участие такие высококлассные музыканты, как клавишник Тон Шерпенцель, примкнувший к Латимеру после развала группы Kayak, и басист/вокалист Дэвид Пэтон, известный по альбомам Alan Parsons Project. Альбом снова получися в той или иной концептуальным: на этот раз Латимер выразил свой свой взгляд на существование Берлинской стены, разделявшей послевоенную Германию на ГДР и ФРГ, благодаря чему ("благодаря" - в кавычках, разумеется), жители одного города жили в разных государствах; отсюда, видимо, и название альбома - "Stationary Traveller" - "неподвижный путешественник": чтобы попасть в соседнее государство не нужно никуда ехать.
Альбом начинается с пульсирующего инструментала "Pressure Points", своим настроением напоминающего вступление к альбому "Obscured By Clouds" Пинк Флойд. Очень простое и мелодичное гитарное соло на фоне синтезаторного биения. Прямолинейная "Refugee" с простецкой мелодией воскрешает в памяти другую концептуальную работу - "Nude", в то время как "Vopos" - одна из самых нетипичных композиций Camel, электронная и готическая, сделанная очень в духе Depeche Mode (у меня, например, возникли отчетливые ассоциации с депешмодовской "Stories Of Old" из альбома "Some Great Reward" (1984)). Да и Латимер звучит здесь очень схоже с Дэвидом Гаханом из Depeche Mode, равно как и с Миджем Юром из Ultravox. Тем не менее, эксперимент с привлечением нововолновых фишек, с треском провалившейся на "Remote Romance" (LP "I Can Hear Your House From Here", 1979), здесь вполне удался. Следущее творение, "Cloak And Dagger Man", с эффектным вокалом Дэвида Пэтона, как и ожидалось, очень в духе Alan Parsons Project периода "Vulture Culture" и "Amonia Avenue" (оба - 1984). Композиция - не более, чем AOR Парсоновского образца, но благодаря своей филигранной выделке, смотрится очень прилично. Заглавная композиция - еще один инструментал, на этот раз с акустической гитарой на фоне симфонических синтезаторных пассажей. Настроение у композиции, в противовес развеселой предшественнице, очень минорное, где-то даже депрессивное, но в этом, пожалуй, и кроется шарм этой вещицы - таких чарующе-мрачных композиций у Camel еще не было. Акустика вскоре сменяется флейтой, правда, не настоящей, после чего вступают ударные и красивейшее и эмоциональное соло на электрогитаре. Безусловно, это одно из лучших прозведений Латимера, жаль, правда, что многие его так и не оценили по достоинству. Далее следует "West Berlin" - пожалуй, самая известная вещь с этого альбома. Хороший AOR, с хлесткими ударными, мрачноватым настроением и очень мелодичным припевом. Одна из лучших композиций Camel, на мой взгляд. В следующей песне "Fingertips" можно услышать отличную работу Мела Коллинза на саксофоне. Композиция "Missing" - более или менее типичная вещь для позднего (на тот момент) Camel, в духе "Captured" из альбома "Nude" или "Sasquatch" из "The Single Factor". "After Words" - короткая грустная инструментальная интермедия с красивой мелодией. По занавес - композиция с пророческим названием "Long Goodbyes", открывающаяся в очень Genesis-подобном ключе (а ля "Cinema Show") и переходящая в отличный AOR, после чего Camel затихнет на семь долгих лет.
Вот таким получился десятый студийный альбом Camel. Очень хотелось бы добавить, что, мол, альбом противоречивый и вызыващий массу споров и обсуждений, но к сожалению, это не так: на него уже давно навесили ярлык "второразрядная попса" и "плохой Alan Parsons Project". Мое же личное мнение таково: это, безусловно, лучший альбом Camel со времен "Rain Dances", если не лучший вообше. Здесь нет заигрывания с "серьезной" музыкой и попыток играть "фьюжн". "Stationary Traveller" - это просто хорошая музыка, которая не приедается и не надоедает, которая сделана с чувством и вкусом, и которой нужен вдумчивый слушатель. Filareth