Review
Ох, и полна была когда-то талантами земля английская, в особенности арт-роковыми! История группы с веселым названием «Верблюд» (и эту животину они аккуратно помещают на каждую обложку) началась со встречи двух молодых, однако оченно талантливых ребят – Энди Латимера и Питера Барденса. Как оказалось, музыкальные вкусы у них были весьма схожи – оба любили прогрессивные команды типа Yes и Genesis и желали сами играть что-то подобное. Образовавшаяся команда Pilot играла простоватый арт-рок, аккомпанировала певцу Филиппу Гудхэнду-Тейту (ну и имечко!) и быстро развалилась, однако ее костяк составил Camel. Помимо гитариста и флейтиста Латимера и клавишника Барденса, к группе присоединились басист Даг Фергюсон и ударник Энди Уорд. Поначалу группа называлась Peter Bardens’ Camel, но потом пришлось сократить название, поскольку была еще команда Frampton’s Camel, образованная Питером Фрэмптоном, бывшим участником Humble Pie. Там Питер и здесь Питер, там «Верблюд» и здесь тоже. Нужно было избежать возможной путаницы.
Уже на своем первом альбоме ребята показали класс – достаточно длинные композиции, больший упор на музыку, а не вокал, влияние фанка. Конечно, они появились позже большинства представителей арт-рока и, следовательно, испытывали их влияние (в частности, King Crimson или кентерберийской группы Caravan), однако они весьма скоро приобрели индивидуальный почерк. К сожалению, здесь пока нет флейты Латимера, которая станет прекрасным дополнением к блюду под названием Camel. Кроме того, поют здесь целых трое участников группы по очереди, но голоса у них очень похожи – напоминают Пая Хейстингса из Саravan, – но ребята явно понимали, что никаких крутых вокальных данных у них нет, поэтому и свели вокал к минимуму.
1) «Slow Yourself Down». Сразу же вступает легкая ритм-секция с прекрасными клавишными. Мелодично пульсирует бас, а Энди обращается к кому-то, кому было несладко в прошлом; однако ему знакомы подобные вещи, и он предлагает своему собеседнику не спешить, чтобы они смогли идти дальше вместе. Подозреваю, что песня обращена к женщине. В середине начинается отличный инструментал в более быстром темпе, в котором есть и хороший драмминг, поддерживаемый басом, и хард-блюзовая электрогитара в духе Сантаны. Игра ударника иногда также напоминает о группе Сантаны. В определенный момент Энди начинает выдавать вокализы, в то время как остальные музыканты, словно не обращая на него внимания, играют по-прежнему энергично до самого конца.
2) «Mystic Queen». Композиция с психоделическим «пинк-флойдовским» саундом, в которой можно проследить отзвуки последующих альбомов. Тихо звучит акустическая гитара, присоединяется слегка тревожный бас, на заднем плане звучат аккорды электрогитары. Под медленный стук ударных появляется голос Дага – более мягкий, чем у Энди. Под красивый орган он поет о мистической королеве, разъезжающей в лимузине по горам, по долам; подозреваю, что это его сон, поскольку дальше он говорит: «Если хочешь, я отведу тебя туда, найду цвета, которые ты сможешь носить, такие, которые ты видела во время сна». Инструментальная часть начинается с органного соло, к которому присоединяется тревожная гитара в духе Дэвида Гилмора и быстро стучащие ударные; затем музыка то возвращается к более лиричной, то становится более энергичной, и везде отлично играет блюзовая гитара. Спустя какое-то время звучит музыка начала и повторяются единственных два куплета песни, после которых звучат тревожные гитарные и органные аккорды, а заканчивается композиция коротким проигрышем ударных.
3) «Six Ate». Первый инструментал на альбоме, хотя если учесть количество слов на всех композициях, можно считать чуть ли не все треки инструментальными. Здесь музыка большей частью достаточно мажорная и имеет влияние фанка. Отлично дополняют друг друга клавишные и гитара, солирующие по очереди, а ударные и плотный бас прекрасно ведут ритм, который на протяжении композиции меняется несколько раз совершенно непредсказуемо.
4) «Separation». Довольно энергично вступает ритм-секция, сопровождаемая клавишными. Драмминг очень интересен, так что Энди Уорд здесь здорово постарался. Однако и гитарные запилы а-ля Блэкмор второго Энди, который вновь здесь поет, тоже запоминаются. Правда, голос Латимера звучит как-то приглушенно, но, как вы уже, видимо, поняли, вокальная сторона была в группе не главной. Песня посвящена размолвкам, которые возникают между людьми спустя годы совместной жизни, так что в конце концов становится понятно, что необходимо расстаться. Вновь мы обращаем внимание прежде всего на инструментальную середину – тревожно звучит орган, в то время как ритм-секция ведет быстрый ритм, а гитара начинает солировать в духе Ричи до тех пор, пока композиция не заканчивается диминуэндо.
5) «Never Let Go». Играет грустная акустическая гитара, сопровождаемая тревожным басом. (У меня складывается впечатление, что бас-гитара в 70-х играла… Да просто играла. И играла более значительную роль, чем в современной музыке, где она частенько служит фоном.) После небольшой паузы появляется ритм с лирическими гитарными аккордами, а Питер Барденс, неожиданно запевший здесь, говорит о священниках, которые утверждают, будто скоро наступит конец света, однако он верит, что человечество выживет. После вокальной части следует достаточно быстрый инструментал с солирующей флейтой, сопровождаемой отличным басом и периодическими органными аккордами. Затем возвращается акустическая гитара с тем же басом, после чего вновь начинается быстрая музыка с вокалом, а заканчивается тема отличнейшим гитарным соло, звучащим до тех пор, пока музыка не стихает. Кстати, данная вещь была выпущена также в виде жуткого сингла, из которого удалили середину. Будь прокляты компании, которые в неуемном желании выпускать хиты корежат хорошие вещи!
6) «Curiosity». Тихо играет бас, так же тихо присоединяются гитара и ударные. С появлением органа ударные задают средний темп. Здесь вокал мне особо нравится – мягкий голос Дага поначалу очень напоминает Gentle Giant, однако потом он варьирует так, словно отдувается за всех братьев Шульманов сразу :-). Основной темой здесь становится желание узнать, куда мыслями отправляется возлюбленная и о чем она мечтает. Ребята вновь множество раз меняют темп и настроение – то гитара солирует, то фортепьяно присоединяется, то идет довольно заводной ритм, то гитара выдает блюзовые аккорды, достойные Эрика Клэптона. Вокал возвращается ближе к концу, когда Даг нежно повторяет первый куплет, а его голос красиво отдается эхом.
7) «Arubaluba». Прекрасный завершающий инструментал. Сразу же вступает довольно тяжелая ритм-секция под орган. Музыка очень напоминает Deep Purple – в особенности в медленном темпе, когда солирует орган. Постепенно ритм ускоряется – отлично играют вместе или по очереди гитара и орган, их эффектно дополняет бас, ну а ударные стучат и шелестят что надо. Хард-рок, однако, во всей красе получился. Вроде целых шесть вещей до этой прослушал, но что в конце будет это, предположить было совершенно нельзя. Так держать!
Альбом просто супер. Даже не верится, что это был всего лишь первый их альбом. Помнится, когда я прослушал в свое время подряд два первых диска Camel, дебютник я оценил на хорошо, а вторую работу, вышедшую годом позже, – на отлично. Однако куда я, блин, смотрел? Где были мои уши? Да они оба шедевры, причем на первом альбоме вообще нет плохих композиций! Что с того, что вокал оставляет желать лучшего? Ребята, правда, в один день прекратили записываться и три дня прослушивали вокалистов со стороны, но потом плюнули на это дело. Да у современных групп вообще такие «певцы» бывают, что уши просто вянут. И что мне нравится – тут не такая музыка, в которую нужно долго въезжать. С Genesis, например, в этом отношении дело обстоит гораздо хуже. Все-таки иногда не стоит быть слишком уж глубокомысленным, чтобы делать хорошую музыку. Однако, видимо, не все так думают, поскольку за первый год данный альбом был продан в количестве всего 5 тысяч, после чего ребят просто взяли и турнули с лейбла.