Parachutes (с англ. Парашюты) — дебютный студийный альбом английской альт-рок-группы Coldplay. Его выход состоялся 10 июля 2000 года в Великобритании и 7 ноября в США. Продюсированием большинства песен занималась сама группа совместно с Кеном Нельсоном, один трек спродюсировал Крис Элисон. С альбома вышло четыре ставших хитами сингла: «Shiver», «Yellow», «Trouble», и «Don’t Panic».Альбом оказался успешным с коммерческой точки зрения и был достаточно тепло принят критиками. После выхода он быстро достиг первой строчки британских хит-парадов и в дальнейшем стал семикратно платиновым. В Соединённых Штатах диск поднялся до 51-й строчки хит-парада Billboard 200 и впоследствии получил статус дважды платинового. В 2002 году альбом завоевал премию Грэмми в номинации «Лучший альтернативный альбом». Parachutes занимает 12-ю позицию в двадцатке самых продаваемых в Соединённом Королевстве альбомов XXI века; в 2001 году он получил награду BRIT Awards, как лучший британский альбом. По состоянию на 2011 год во всём мире продано около 8,5 млн копий этого альбома.Parachutes посвящён умершей от рака в 2000 году Саре Чемпион, матери барабанщика группы Уилла Чемпиона.
Все песни Parachutes, кроме одной, спродюсировал Кен Нельсон, привлечённый к сотрудничеству с Coldplay своим менеджером Питом, который в 1999 году дал Нельсону для прослушивания «Brothers & Sisters[en]», дебютный сингл группы. Нельсон заявил, что, услышав голос Криса Мартина в «Bigger Stronger», он сразу «понял, что тот был чем-то особенным». Предложение работать с группой Нельсон получил в Ливерпуле на совместном концерте Coldplay с английской инди-рок командой Gomez. В то время Кен как раз работал над Bring It On[en], дебютным альбом Gomez.Coldplay начали работу над альбомом в 1999 году и сначала выпустили миньон The Blue Room, созданный при участии продюсера Криса Элисона, однако конечный результат не удовлетворил группу. Они хотели большего контроля над рабочим процессом и, благодаря философии о «помощи [группе] в реализации собственных идей, вместо навязывания своего видения того, как должен звучать проект», Нельсон сменил Элисона в должности продюсера. В результате он заявил, что альбом был спродюсирован им совместно с Coldplay.Первоначально группа планировала записать альбом за две недели, однако из-за плотного графика выступлений запись осуществлялась с сентября 1999 года по май 2000. Группа начала работу над альбомом в Rockfield Studios, Matrix Studios и Wessex Sound Studios, хотя большинство песен было записано в ливерпульской Parr Street Studios. В Parr Street группа работала в трёх студиях, в одной из которых записала большую часть альбома. Кен Нельсон описал её, как студию для демозаписей. Спродюсированный Крисом Элисоном трек «High Speed» был создан во время ранних сессий группы в в лондонской Orinoco Studios и также вошёл в альбом. Сведение альбома было поручено американскому звукоинженеру Майклу Бройеру[en]. Изначально издающий лейбл намеревался воспользоваться его услугами только для работы над теми треками, которые планировалось выпустить в качестве синглов, но в итоге Бройера наняли для сведения всего альбома.Во время ливерпульского концерта Coldplay, где Нельсон получил предложение стать их продюсером, он отметил, что выступление группы было «очень-очень скованным […] они неслись через сет-лист и слушать это было достаточно тяжело». Однажды в студии Нельсон прошёлся с группой по всем песням, обучая их тому, как и в каком темпе нужно играть тот или иной отрывок вживую, чтобы добиться от них спокойствия (к примеру, песню «Trouble» необходимо было переработать для устранения какофонии, присутствовавшей в ранних вариантах песни).Обложка альбома представляет собой фотографию глобуса, сделанную на одноразовую камеру Kodak. Этот же глобус, купленный в W H Smith[en] за 10 фунтов стерлингов, использовался в клипах на песни «Shiver» и «Don’t Panic», а группа брала его с собой в туры.
Уилл Чемпион пояснил, что стиль работы Кена Нельсона способствовал раскрепощённости и позволял группе во время записи альбома чувствовать себя непринуждённо. В результате альбом получился наполненным переменчивыми и атмосферными мелодиями. Говоря о настроении, создаваемом альбомом, Чемпион сравнил тексты песен с композицией Лу Рида 1972 года «Perfect Day[en]», заявив, что «тексты красивы, и они [участники группы] действительно очень счастливы, но музыка очень печальна. Это тот случай, когда вы можете создать [различные] настроения посредством музыки и текстов».Parachutes получил признание, как обладающий альт-рок звуком, похожим на Radiohead времён их второго альбома The Bends. Фактически, предполагалось, что коммерческому успеху релиз отчасти обязан поклонникам Radiohead, которых оттолкнули эксперименты группы на альбоме Kid A, в котором чувствовалось влияние электронной музыки.
Parachutes в целом был хорошо принят европейскими критиками, издание Metacritic поставило ему оценку 72 из возможных 100. Майкл Хаббард из MusicOMH отметил, что это альбом «удивительной глубины, особенно если принять во внимание молодость участников группы», в то же время The Guardian описала его, как «один из самых возвышающих альбомов года», добавив, что его отличают «элегантные песни, классические гитары и великолепное пение». Издание NME оценило альбом в 9 из 10 с пояснением: «…все сказали, что это невероятный дебютный альбом».В среде международных критиков диск также удостоился по большей части положительных отзывов. Тем не менее рецензия в журнале Billboard содержит претензию к альбому в том, что он не принёс ничего нового, а его «музыкальные опорные точки моментально узнаваемы, и их трудно не заметить». Несмотря на это, рецензент добавил, что «Coldplay, кажется, достаточно талантливы, чтобы преодолеть этот ранний кризис личности», и назвал их новой группой для США. По словам Мэтта Дайла из журнала Rolling Stone альбом «возвышается над тем, что оказало на него влияние, становясь в конечном счёте действительно превосходным». Критик онлайн-издания Allmusic Уилсон Маккензи отозвался о Parachutes, как о представляющем Coldplay молодыми музыкантами, всё ещё оттачивающими своё мастерство, и добавил: «Parachutes достоин полученной похвалы, потому что он следовал главному правилу представления поп-песен: сохранять эмоции искренними и неподдельными».Сайт Pitchfork Media менее восторженно отнёсся к пластинке, оценив её в 5,3 из 10. Спенсер Оуэн увидел альбом «безобидным и милым», но «не более» и не имеющим ничего, что принесёт группе «свалившихся с неба денег и международную популярность». Аналогичное мнение высказал и The Village Voice, пишущий, что «Parachutes содержит немного моментов, требующих внимания, и в отличие от Travis хуки Coldplay слабы».