читать далее...
На заре 90-х взгляды "циников" начали коренным образом меняться, и продолжая слушать своих современников "Atheist" и "Death", музыканты параллельно осваивали более сложные и эклектичные формы. Они открыли для себя классический джаз и бе-боп, Пэта Метени и Фрэнка Заппу, а их коллекции пополнили пластинки "Mahavishnu Orchestra", "Return To Forever", Аллана Холдсуорта, "Beatles", "My Bloody Valentine" и современных композиторов-классиков.
С 1991 года "Cynic" заиграли прогрессивный металл, уходивший корнями в трэш и дэт, и в новом стиле было выдержано их четвертое демо, профинансированное фирмой "Roadrunner". В том же 1991-м члены команды участвовали в записи альбомов "Death", "Atheist", "Pestilence", "Monstrosity" и "Master", однако собственной полнометражки у них все еще не было. Сначала сессии были отложены из-за того, что Пол и Шон уехали на промо-гастроли "Human", затем ураган уничтожил репетиционную базу "циников" (находившуюся дома у Джейсона), а после Шульдинер захотел запрячь Рейнерта на запись "Individual Thought Patterns". В 1992-м "Roadrunner" включила трек "Uroboric Forms" в компиляцию "At Death's Door II, указав при этом, что альбом группы выйдет в мае 1993-го. Однако и на этот раз намеченный релиз не состоялся, поскольку Чой подался к "атеистам", и пришлось подыскивать ему замену.
После пары фальстартов басовые партии взял на себя Шон Малоун, и осенью многострадальный дебютник поступил в продажу. Выход альбома и появление последнего демо разделяли два года, а за это время стиль "Cynic" существенно изменился, и материал, представленный на "Focus", характеризовался как джаз-дэт-метал с философскими текстами. Поскольку на момент записи связки Масвидала находились на грани срыва, то в качестве гроулера пригласили Тони Тигардена, а голос самого Пола пропустили через вокодер.
Тот же Тигарден поехал с группой в европейское турне, где "циники" сопровождали "Pestilence". А вот Малоун не смог участвовать в гастролях, и его подменил Крис Крингел. По возвращении домой команда три месяца открывала концерты "Cannibal Corpse", а когда под конец года занялась вторым альбомом, ее накрыли новые перемены. Металл как таковой музыкантов уже не привлекал, и они начали работать в жанре фьюжн, смешанном с влияниями "Dead Can Dance" и "My Bloody Valentine". В итоге Масвидал, Гобел и Рейнерт скооперировались с вокалисткой Аруной Абрамс и переименовались в "Portal", однако этот проект просуществовал недолго. Спустя десять с лишним лет Пол объявил о реюнионе "Cynic", и действительно летом 2007-го группу можно было увидеть на многих европейских фестивалях.
Со вторым альбомом уже не стали долго затягивать, и прошло чуть больше года, как "Traced In Air" поступил в продажу. Диск записывался Масвидалом, Рейнертом и Малоуном, которые взяли на подмогу голландского гитариста Таймона Круйденье. Последний также отвечал и за гроул, но примечательным моментом альбома стало то, что Пол смог запеть нормальным голосом. В 2010-м несколько песен с "Traced In Air" получили новые интерпретации и были изданы на EP "Re-Traced". К концу того же года Пол и Шон остались вдвоем, однако это не помешало им при участии сессионщиков заняться третьим "циничным" альбомом.