читать далее...
В 1928 году в таборе случился пожар, в результате чего Рейнхардт получил множественные ожоги, а на его левой руке остались подвижными только два пальца: средний и указательный. Прогнозы лечащих врачей были неутешительными, однако Джанго не оправдал их и в процессе реабилитации взялся за гитару. Борясь с недугом, он заново осваивал инструмент и в ходе бесконечных репетиций выработал собственную технику игры.
Кстати, если раньше в репертуаре Рейнхардта в основном были цыганские мелодии, то теперь юношу заинтересовал джаз, чему способствовало прослушивание пластинок американских музыкантов типа Луиса Армстронга. Примерно в это же время Джанго познакомился с молодым скрипачом Стефаном Грапелли, который разделял его вкусы и с которым в отсутствие профессиональных заработков они устраивали совместные джемы. В 1934 году оба вошли в состав струнного ансамбля "Quintette Du Hot Club De France", который в короткое время смог сломить неприятие критиков и выйти на мировую сцену с множеством записей, издаваемых фирмами "Ultraphone", "Decca" и "HMV".
Вторая мировая застала квинтет в Лондоне, и если Грапелли остался в Англии, то Рейнхардт вернулся во Францию, где при помощи кларнетиста Хьюберта Ростинга собрал новый биг-бэнд, активно работавший, несмотря на оккупацию. В отличие от многих своих соплеменников Джанго пережил военные годы без особых осложнений, и в этом ему способствовала его музыка (по легенде его деятельность прикрывал немецкий офицер, являвшийся большим любителем джаза и имевший кличку "Doctor Jazz").
После освобождения Парижа ансамбль Рейнхардта достиг высот своей популярности, однако судьба готовила артисту новое испытание. Созревший во времена свинга, Джанго не смог сразу адаптироваться к стилю би-боп, вошедшему в моду во второй половине 40-х. В 1946-м он совершил американское турне в составе оркестра Дюка Эллингтона, однако те гастроли прошли для него не слишком успешно (музыканту пришлось играть на гитаре со звукоснимателем, и ему не понравилась новая техника). По возвращении во Францию расстроенный Рейнхардт вернулся к кочевому образу жизни. Он мог запросто сорвать аншлаговый концерт, только потому, что ему захотелось "прогуляться по пляжу" или "вдохнуть запах росы", но продолжал сочинять и записываться, оставаясь одним из непререкаемых джазовых авторитетов.
Одной из наиболее важных работ того периода стал проект "Djangology", реализованный с помощью того же Грапелли и нескольких других итальянских музыкантов. В начале 50-х Джанго со своей новой семьей осел в парижском предместье, зарабатывая игрой в столичных клубах. В то время он наконец-то подружился с электрогитарой и даже начал делать самостоятельные шаги в би-бопе, но сердечный приступ, случившийся 16 мая 1953 года, оборвал жизнь великого музыканта.