читать далее...
Далее следуют 3 песни, которые испытание временем прошли не так успешно, в основном из-за того, что слишком уж крутые соседи их окружают. Они периодически всплывают на концертах группы, но скорее в качестве исключения. Например, сейчас в сет-лист Deep Purple входитMaybe I'm a Leo, ранее встречались Pictures Of Home и Never Before. Сами по себе песни сделаны очень здорово и достойны всяческого уважения. Ну а если вы цените качественную рок-музыку, то у вас просто нет другого выбора, кроме как полюбить их наравне с остальными.
Вторую сторону пластинки открывает всеми любимый Smoke On The Water, который при ближайшем рассмотрении оказывается тяжеленным блюзом. Конечно, сравнивать с классическим черным блюзом его нельзя. Где это видано, чтобы в блюзе гитара и клавиши звучали так жестко, а бас рыл бы землю словно бульдозер? Но, если принять во внимание то, чем была насыщена музыкальная жизнь тех лет, сомнений в блюзовых корнях не возникает. Для подтверждения этой связи в середине песни Блекмор играет очень мягкий блюзовый проигрыш, лишь к концу выруливающий на прямую хард-роковую дорожку. Это один из самых ярких примеров того, как за счет утяжеления аранжировки блюзовая традиция переходит в хард-рок, но еще не делает того бешеного скачка в сторону хэви-метала, который демонстрирует Highway Star. Интересно, что изначально музыканты скептически относились к этой песне и даже сомневались, включать ее в альбом или нет. К счастью, они сделали свой выбор, а миллионы рок-фанатов подтвердили их правоту, до сих пор преклоняясь перед самым знаменитым риффом в рок-музыке.
Далее группа берет паузу и выдает красивейшую импровизацию Lazy, которая открывается прог-роковыми органными наигрышами, но через несколько мгновений выруливает на блюзовую стезю. Хард-роком здесь практически не пахнет. Все инструменты как один помогают воссоздать уютную клубную атмосферу, в которой так классно играть для своих. Даже Ян Гиллан, пропев свои несколько строчек, берется за губную гармошку и выдает душевное соло. Lazy - очень удобная композиция для концертных выступлений, когда надо продемонстрировать технику владения инструментом. За свою историю ее наполнение менялось тысячи раз, открывая место для бесчисленных импровизаций.
Напоследок группа еще раз ударяет по хард-року футуристической Space Truckin'. В начале 90-х звуки ее космического вступления открывали тв-программу “Рок-полигон”. В то время я понятия не имел, откуда была взята эта музыка, и казалось, что ничего круче на заставку и поставить было нельзя. В паре с Highway Star это самый мощный номер альбома, хотя и далеко не такой скоростной как Звезда Автострады. Удивительно, но Space Truckin' легко делает Smoke On The Water по мощи исполнения. Только послушайте, какую канонаду завели Блекмор, Лорд,Гловер и Пейс под вопли Гиллана. На их фоне Дым над водой всего лишь меланхолическая зарисовка, утяжеленная неповоротливым риффом. Но пусть вас не расстраивают такие рассуждения, ведь обе песни давным давно стали частью великой истории и равнодушно взирают с музыкального олимпа на робкие попытки критиков столкнуть их между собой лбами.
Несмотря на то, что альбому уже почти 40 лет, его хочется переслушивать снова и снова. В свое время эта музыка считалась эталоном тяжести и на нее равнялись практически все команды, работающие в стиле хард-рока и зарождавшегося хэви-метала. Сейчас сложно оценить всю тяжесть этой музыки, ведь на фоне нынешних записей она выглядит невероятно легкой и воздушной. Да, инструменты стараются произвести впечатление суровых работяг, дробящих железную руду, но при этом нет никакого лишнего шума, придавливающего своей тяжестью, который сейчас встречается сплошь и рядом.
Machine Head один из тех альбомов, благодаря которым мы слушаем рок-музыку, и ради которых мы ее любим. Не просто классика - один из столпов рок-мироздания!