В1973-м году Deep Purple переживала один из самых серьезных кризисов в своей истории. Несмотря на грандиозный успех альбомов Fireball и Machine Head, у группы начались проблемы, связанные с усталостью от непрекращающихся гастролей и внутренними конфликтами между музыкантами. В результате, последний альбом золотого состава, известного также как MK-II, оказался откровенно слабым, хотя и включал в себя отличный хит Woman From Tokyo. Это привело к тому, что вокалист Ян Гиллан и басист Роджер Гловер покинули группу.
Первая замена нашлась в лице басиста группы Trapeze, которого звали Гленн Хьюз. Кроме игры на басу, Хьюз еще отлично пел, и какое-то время рассматривался вариант существования группы в виде квартета с Хьюзом не только на басу, но и у микрофонной стойки. Еще одним вариантом был ангажемент Пола Роджерса, величайшего рок-вокалиста всех времен по версииСлеша. Но Роджерс после распада Free был занят созданием своей следующей группы Bad Company, и творческий союз блюз-рокера и хард-рокеров не состоялся. В итоге был приглашен малоизвестный певец Дэвид Ковердейл, в конце 60-х со своей группой The Governmentвыступавший на одной сцене с Дип Пёпл. Таким образом, у группы появилось сразу 2 вокалиста, Ковердейл и Хьюз, делившие между собой куплеты песен и вокальные диапазоны.
Новый состав группы, впоследствии получил кодовое название MK-III, а Burn был его первым альбомом. Он с большим успехом прокатился по чартам всего мира, а в США стал вторым по успешности альбомом группы, попав в первую десятку хит-парада.
Первая же песня под одноименным названием стала настоящей сенсацией. Мощные легко узнаваемые гитарные риффы сделали ее одной из самых известных и перепеваемых рок-песен. Рычащий вокал Ковердейла придал ей неожиданную глубину, а фальцет Хьюза (особенно в концертном варианте) прозвучал как вопль отчаяния. Песня подчеркивала, что, несмотря на появление новых лиц, главным элементом успеха группы является невероятный талант Ричи Блекмора, создающего шикарные гитарные риффы на потеху публике. А на пару с Джоном Лордом в этой песне Блекмор создал одну из самых запоминающихся дуэлей между гитарой и клавишными, которая до сих звучит совершенно невероятно.
Следующие 5 песен несколько тускнеют на фоне мощного начала альбома. В то же время они создают мощный костяк, на котором держится успех альбома. Каждая из них сама по себе является отличным номером, в котором демонстрируются лучшие черты нового звучания группы. Дэвид Ковердейл принес с собой блюзовые элементы, которые особенно хорошо слышны в медленных Might Just Take Your Life и Sail Away. Сочетание рока и блюза является естественным; в истории музыки было достаточно много групп с успехом исполнявших рок, блюз и их смесь. А вот рок и фанк имеют гораздо меньше общего, поэтому вклад Хьюза трудно однозначно оценить. Можно только констатировать, что при таком подходе гитара Блекмора отошла на второй план. Она по-прежнему присутствует и даже выдает неплохие соляки, хотя звучат они гораздо мягче, чем раньше. А вот ведущее место гитары заняла ритм-секция во главе с бас-гитарой Хьюза. Для таких монстров хард-рока, какими на тот момент являлась Deep Purple, это как минимум странно. Тем более удивительно, что, несмотря на все это, пятерка песен после Burn звучит очень классно.
Наверное, в качестве компенсации за легкость центрального блока за ним идет тяжеленный блюзMistreated. Словами трудно передать всю отчаянную красоту этой песни. Дэвид Ковердейл поет с таким душевным надрывом, что Ричи Блекмору пришлось показать лучшее на что он способен, чтобы звучать настолько же жизненно. Их усилиями был создан этот второй по величине послеBurn шедевр альбома. Как и в случае с Burn песня отличается завидным долгожительством и до сих пор исполняется на концертах Ковердейлом и Хьюзом. Остается только пожалеть, что нынешний состав Deep Purple с Гилланом и Гловером полностью игнорирует материал спетый Ковердейлом и Хьюзом, хотя по человечески их понять можно.
Закрывает альбом инструментальное нечто под названием 'A' 200. В концепцию альбома композиция совершенно не вписывается, поскольку в ней нет ни хард-рока, ни блюза, ни фанка. Зато в достатке прог-роковых наигрышей на клавишных и гитаре. Такой материал естественно смотрелся бы на альбоме Emerson, Lake and Palmer, но для Deep Purple это какой-то непонятный эксперимент, хотя и здорово реализованный.
Альбом Burn является одним из самых неоднозначных в истории рок-музыки. С одной стороны, мы видим потрясающе классный материал, включающий в себя одноименный хит всех времен и народов, исполненный великими музыкантами, по воле случая собравшимися в одном месте. С другой стороны, золотой состав группы только что прекратил свое существование, а новое звучание сильно сместилось в сторону блюза и фанка, что для многих является весомым аргументом в пользу того, что это “не настоящий Deep Purple”. Тем не менее, альбом давно стал одним из великих рок-альбомов, обсуждение нюансов которого не меняет общего вывода. Классика!