- Главная
- АССОРТИМЕНТ
- F
- Frank Zappa
Информация
читать далее...
Музыкант-самоучка. Ещё подростком увлекался ритм-н-блюзом, а также творчеством авангардного исполнителя Эдгара Вареза. Во время учёбы в средней школе начал сочинять симфонические произведения и играл на барабанах в ритм-н-блюзовой группе, в которой позднее перешёл на электрогитару.
Cмесь разнообразных музыкальных жанров привела его к созданию музыки, которую часто невозможно было причислить к какому-либо одному стилю. Его дебютный альбом Freak Out! 1966 года представлял собой сочетание рок-н-ролльных песен с различными импровизациями и студийными звуковыми эффектами. Его последующие альбомы также разделяли этотэклектичный и экспериментальный подход, независимо от того, был ли основным жанром рок, джаз или классическая музыка. В сатирических текстах своих песен резко критиковал общее образование и религию, в то же время защищал свободу слова, пропагандировал самообразование и участие в политической жизни, выступал против цензуры.
Несколько альбомов Заппы имели коммерческий успех, особенно в Европе, благодаря этому он мог на протяжении бо́льшей части своей карьеры работать вне зависимости от звукозаписывающих лейблов. Работы Заппы нашли широкий отклик у музыкальных критиков и оказали заметное влияние на творчестве многих значимых композиторов и исполнителей. Заппа был посмертно введён в Зал славы рок-н-ролла в 1995 году, а его творческий путь в 1997 году отмечен премией Grammy Lifetime Achievement Award.
Помимо музыкальной деятельности также спродюсировал несколько полнометражных фильмов.
Заппа был женат дважды. Брак с Кэтрин Джей Шерман продлился с 1960 по 1964 год. Второй раз Заппа женился в 1967 году наАделаиде Гейл Слоатмен (англ.), с которой жил до своей смерти от рака простаты в 1993 году. У Заппы четверо детей: Мун,Двизл (англ.), Ахмет (англ.) и Дива (англ.). Вдова Гейл Заппа является управляющей фонда Zappa Family Trust.
Биография
Фрэнк Заппа родился в Балтиморе (штат Мэриленд) 21 декабря 1940 года. Его мать Роза Мария Колимор была на три четвертиитальянского и на одну французского происхождения, а его отец Франческо Винсент Заппа являлся иммигрантом изсицилийского города Партинико и имел греческие и арабские корни. Заппа был самым старшим из четырёх детей. Семья переезжала часто, так как отец Фрэнка, который являлся по образованию химиком и математиком, работал на оборонном предприятии во Флориде. Через некоторое время семья вернулась в штат Мэриленд, где отец Заппы работал на Эджвудском химическом заводе, являвшимся объектом Абердинского испытательного полигона. Из-за близости арсеналов с ипритом в доме постоянно хранились противогазы. Этот факт отразился в многочисленных песнях Заппы о микробах, бактериологическом оружии и об оборонной промышленности.
В детстве Фрэнк часто болел, страдая от астмы, отита и синусита. Доктор лечил его синусит, вставляя гранулы радия в каждую из ноздрей, так как мало было известно о потенциальной опасности даже небольшого количества лечебной радиации. Образы носа также часто присутствовали в музыке и текстах, а также на обложках альбомов Заппы, созданных его сотрудником Кэлом Шенкелем (англ.).
Многие детские болезни Заппы могли быть связаны с воздействием иприта. Здоровье Заппы резко ухудшилось после переезда в Балтимор. В 1952 году по состоянию здоровья сына семья перехала в Монтерей (штат Калифорния), где отец преподавал металлургию в военно-морском училище (англ.). Вскоре семья переехала сначала в Клермонт, а затем в Эль-Кахон (англ.), пока, наконец, не обосновалась в Сан-Диего.
читать далее...
В Сан-Диего Заппа присоединился к своей первой школьной группе, в которой он выступал в качестве ударника. Примерно в то же время родители купили емуфонограф, благодаря чему удалось собрать большую коллекцию грамзаписей, которую он хранил до конца жизни.
Фрэнка интересовали звуки инструментов сами по себе, особенно звуки барабанов и перкуссии. В возрасте 12 лет он приобрёл малый барабан и начал изучать основыоркестровой перкуссии. Глубокий интерес Заппы к современной академической музыке начался после того, как он прочитал статью журнала Look (англ.) о сети музыкальных магазинов Sam Goody (англ.), в которых можно было купить такие ранее неизвестные LP, как The Complete Works of Edgard Varèse, Volume One. В статье звучание ударных в композиции Ionisation (англ.), созданной на студии EMS Recordings (англ.), описывалось как «хаотичный перкуссионный беспорядок в сочетании с другими неприятными звуками». После прочтения этой статьи Заппа решил поискать диски Эдгара Вареза, через год удалось найти один из альбомов (приметой для находки был «безумный учёный», изображённый на обложке). Не имея достаточно денег, Фрэнк убедил продавца одолжить запись со скидкой. Таким образом, началась пожизненная страсть Фрэнка к музыке Вареза.
Заппа рос под влиянием таких авангардных композиторов, как Эдгар Варез, Халим Эль-Дабх (англ.), Игорь Стравинский, Антон Веберн, а также современного джаза,ритм-н-блюза и ду-вопа (в том числе The Medallions и местных пачуко-групп). Мультиэтническое происхождение, многонациональная и неоднородная социально-культурная среда Большого Лос-Анджелеса сыграли решающую роль в формировании Заппы как андеграундного музыканта, с открытым недоверием относящегося к мейнстриму как в музыке, так и в жизни общества и в политике, в частности, своих произведениях многократно высмеивал такие музыкальные направления, какпсиходелия, рок-опера и диско. Телевидение также оказало значительное влияние на творчество, о чём свидетельствуют цитаты из телепередач и рекламных роликов в поздних произведениях.
Юность и начало карьеры (1955—1960)
В 1956 году семья Фрэнка переехала в Ланкастер в Долине Антилопы (англ.) вблизи авиабазы Эдвардса. Мать одобряла интерес Фрэнка к музыке, и хотя ей не нравилась музыка Вареза, она разрешила сыну в день его пятнадцатилетия позвонить по междугородней связи Варезу. Варез в то время был в Европе, но удалось поговорить с женой композитора, познее Варез написал Заппе письмо, в котором поблагодарил за интерес к его творчеству, рассказал о планах работы над композициейDéserts (англ.), а также пригласил Фрэнка посетить его концерт в Нью-Йорке. Встреча так и не состоялась (Варез умер в 1965 году), но письмо Вареза Заппа заключил в раму и хранил всю жизнь.
В Antelope Valley High School (англ.) Заппа познакомился с Доном Влиетом (который позже добавил к своему имени приставку Ван и принял сценическое имя «Капитан Бифхарт»). Заппа и Влиет стали близкими друзьями, интересовавшимися ритм-н-блюзом и влиявшими друг на друга на протяжении всей музыкальной карьеры. Примерно в то же время Заппа начал играть на ударной установке в местной группе под названием The Blackouts. В её состав входил в том числе Джеймс Шервуд (англ.), впоследствии ставший членом коллектива The Mothers of Invention. Интерес Заппы к гитаре постепенно рос, и в 1957 году Заппа получил свой первый инструмент. Среди ранних гитарных музыкальных влияний отмечаются Джонни Уотсон (англ.), Хаулин Вульф и Клэренс Браун (англ.). Заппа сравнивал игру на соло-гитаре со «строительством воздушных скульптур», впоследствии сформировав собственный эклектичный, инновационный и импровизационный стиль игры на инструменте.
Интерес Заппы к созданию музыки и аранжировке отмечен в последние школьные годы, когда Заппа, по его словам, занимался аранжировкой и созданием авангардных пьес для школьного оркестра. В 1958 году Фрэнк окончил Antelope Valley High School, в 1966 году поместил двух своих преподавателей по музыке на обложку альбома Freak Out!. Из-за постоянных переездов семьи Фрэнк был, по меньшей мере, в шести различных высших учебных заведениях, на которых, будучи студентом, часто отвлекал остальных учащихся от занятий своими выходками. Проучившись всего один семестр, Фрэнк оставилколледж, в результате чего впоследствии начал презирать общее образование. В качестве доказательства своей точки зрения он забрал своих пятнадцатилетних детей из школы, так как отказался платить за учёбу.
Заппа покинул дом в 1959 году и переехал в небольшую квартиру в район Лос-Анджелеса Эко Парк (англ.). Заппа вместе с Кэтрин Джей Шерман, с которой познакомился во время своего краткосрочного пребывания в колледже Помона (англ.), переехали в калифорнийский Онтарио, где поженились 28 декабря 1960 года. Заппа работал в течение короткого периода времени в рекламном бизнесе, который дал ему ценную информацию о том, как он функционирует, как следствие на протяжении всей своей карьеры Заппа уделял внимание визуальному представлению своих работ, самостоятельно подготовил несколько обложек своих музыкальных альбомов, руководил созданием фильмов и видеоклипов.
Ранние шестидесятые: Studio Z (1960—1964)
Заппа пытался зарабатывать на жизнь в качестве музыканта и композитора, играя концерты в различных ночных клубах с новым составом группы The Blackouts. В коммерческом плане наиболее удачными были профессиональные записи, сделанные для двух малобюджетных фильмов The World’s Greatest Sinner (англ.) (1962) и Run Home Slow (англ.) (1965). Перед этими двумя фильмами Заппа работал над саундтреками для фильма c Тимоти Кэри (англ.), которые были записаны в 1961 году. Этот фильм содержит множество тем, которые появились на более поздних записях Заппы. Последний саундтрек был записан в 1963 году уже после завершения работы над фильмом, однако найдена дорожка от 1959 года, выдержки из саундтрека можно услышать на альбоме Заппы The Lost Episodes (англ.) 1996 года.
В течение 60-х годов, Заппа сочинял и записывал песни для других музыкантов, сотрудничая с Рэйем Коллинзом и Полом Баффом. Песня Memories of El Monte (англ.), сочинённая Рэйем Коллинзом и Полом Баффом, была записана группой The Penguins (англ.), несмотря на то, что в композиции отметился только Клив Дункан. Пол Бафф владел небольшой студией звукозаписи Pal Recording Studio, которая включала в себя пять магнитофонов, сделанных главой фирмы. В то время лишь немногие из самых искушённых коммерческих студий имели возможность для многодорожечной записи, так как стандартными всё ещё были моно- или двухдорожечная. Несмотря на то, что ни одна из записей данного периода не достигла большого коммерческого успеха, Заппа заработал достаточно денег, чтобы на концерте исполнить свою оркестровую музыку в 1963 году и записать её во время прямой трансляции. В том же году Заппа появился на ночном шоу Стива Аллена, на котором он использовал велосипед в качестве музыкального инструмента. С Капитаном Бифхартом Фрэнк записал несколько песен, вошедшие в компиляцию под названием The Soots. Эти записи были отвергнуты компанией Dot Records (англ.), так как "не имели никакого коммерческого потенциала». Этот инцидент был запечатлён на одной из песен альбома Freak Out!.
После разрыва брака с первой женой в 1964 году, Заппа переехал в студию звукозаписи Pal, где начал регулярно работать по 12 и более часов в сутки, экспериментируя с Наложение (звукозапись) (англ.) и Склейка (катушечная аудиозапись) (англ.), эти приёмы или их аналоги Заппа использовал на протяжении всей карьеры. Получив доход от композиций к кинофильмам, Заппа арендовал старую студию Пола Баффа, работавшего уже на другом лейбле Original Sound (англ.) вместе с Артом Лабо (англ.). Эта студия позже получила название Studio Z. Studio Z редко арендовалась другими музыкантами, поэтому многие друзья Заппы переехали в неё, в частности Джеймс «Motorhead» Шервуд (англ.). Заппа начал выступать в качестве гитариста в пауер-трио под названием The Muthers для того, чтобы получить какие-либо средства для существования.
В 1965 году в местной газете вышла статья, описавшая Заппу как «короля фильмов из Кукамонго», это вызвало подозрения у полиции, посчитавшей, что Заппа снимаетпорнографические фильмы. В марте 1965 года к Фрэнку обратился тайный полицейский с просьбой принять предложение в 100 долларов, чтобы тот создал песню длямальчишника. Заппа принял это предложение, и вместе с подругой записали поддельную эротическую сцену. Когда Заппа был готов отдать кассету, его сразу же арестовали, а все записанные материалы конфисковала полиция. Пресса к этому событию была заранее подготовлена, написав на следующий день в газете Daily Report о том, что «в пятницу тайные следователи поймали распространителей порнографических фильмов, в которых были сцены свободного свинга, ликвидировав киностудию и арестовав продюсера-самозванца». Заппу обвинили в «незаконном распространении порнографии». За это уголовное преступление музыкант был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, однако не прошло и десяти дней, как его освободили. Это короткое тюремное заключение сыграло ключевую роль в формировании негативной оценки авторитарности. Во время судебного процесса Заппа потерял несколько записей, сделанных в Studio Z, так как полиция вернула только тридцать часов плёнки из восьмидесяти. В конечном счёте, Заппа уже не мог позволить себе платить за аренду студии и был отстранён от записи. Впоследствии удалось вернуть ещё часть записей, а в 1966 году здание студии было снесено.
Период The Mothers of Invention (1964—1975)
Во время записи Freak Out! Заппа переехал в новый дом в Лос-анджелесском районе Лорел Каньон (англ.). В этом доме вначале он жил с Памелой Зарубикой (Pamela Zarubica), которая озвучивала на альбомах We’re Only in It for the Money и Uncle Meat персонаж Suzy Creamcheese (англ.), этот дом стал местом встречи (и жизни) для многих музыкантов Лос-Анджелеса и групи того времени, хотя Заппа неодобрительно относился к употреблению гостями наркотиков. Наркоманов Заппа уничижительно называл «assholes in action», хоть и пробовал марихуану несколько раз безо всякого удовольствия. В то же время Заппа был заядлым курильщикомбо́льшую часть своей жизни и неоднократно критиковал антитабачные кампании.
В 1966 году после короткого промо-тура в поддержку Freak Out! Заппа встретил Аделаиду Гейл Слоатмен (англ.), летом она переехала к нему в дом, а в 1967 году они поженились, Фрэнк Заппа и Гейл Заппа вместе прожили вплоть до кончины Заппы в 1993 году, вместе воспитав четверых детей.
В 1967 году году Уилсон спродюсировал второй альбом The Mothers of Invention — Absolutely Free. В то же время Заппа вместе с оркестром записал материал для своего сольного альбома Lumpy Gravy, выпущенного компанией Capitol Records в 1967 году. Из-за контрактных проблем выпуск альбома долгое время задерживался. Воспользовавшись этой возможностью, Заппа сильно переделал содержимое диска, добавив новый записанный, импровизированный диалог. После того, как договорные проблемы были решены, альбом был переиздан Verve в 1968 году. Данная работа стала «невероятным амбициозным музыкальным проектом», «памятником Джону Кейджу», в котором переплетались академическая музыка, произнесённые слова и электронные шумы, созданные с помощью экспериментальных методов редактирования звука.
Период с конца 1966 до 1968 года Заппа с женой и группой провели в Нью-Йорке, с перерывом на единственный европейский тур группы. В этот период группа дала большую серию концертов и записала три альбома: We’re Only in It for the Money, Cruising with Ruben & the Jets и Uncle Meat. Обложка We’re Only in It for the Money(пародировавшая обложку Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band) была создана Кэлом Шенкелем (англ.), с которым Заппа познакомился в Нью-Йорке. Эта встреча положила начало пожизненному сотрудничеству, в течение которого Шенкель создавал обложки для многочисленных альбомов Заппы и группы The Mothers of Invention.
Деловые разрывы и туры (1976 −1979)
Отношения Фрэнка Заппы со старым менеджером Хербом Коэном закончились в 1976 году. Заппа предъявил иск к Коэну замошенничество довольно крупной суммы денег, находившейся у DiscReet Records, а также за подписание действий, которые не были одобрены Фрэнком. В свою очередь Херб подал встречный иск, согласно которому все счета Заппы и Коэна замораживались, пока вне суда не будет получено соглашение со стороны MGM Records по поводу авторских прав на записиThe Mothers of Invention. Согласно встречному иску Заппе также запрещался доступ к любому ранее записанному материалу во время испытательного срока. В связи с сложившимися обстоятельствами Заппа забрал свою готовую копию рок-альбома Zoot Allures у компании Warner Bros, обходя, таким образом, иск главы DiscReet Records.
В середине 70-х годов Заппа подготовил материал для альбома Läther (произносится как слово leather). Этот альбом вобрал в себя все основные аспекты музыкальных стилей Фрэнка Заппы — рок-композиции, оркестровые аранжировки, сложныеинструментальные песни и фирменные гитарные соло. Опасаясь судебных исков за этот альбом, компания Warner Bros Records отказалась выпускать его. Фрэнку удалось договориться о выпуске альбома с фирмой Phonogram, а дата релизабыли назначена на Хэллоуин 1977 года, однако компания Warner Bros. сорвала выход пластинки, мотивируя свои действия тем, что авторские права на материал принадлежат ей. По этому поводу Заппа ответил, появившись на калифорнийскойрадиостанции KROQ, что позволяет им передавать альбом Läther и поощряет слушателей делать свои собственные музыкальные записи. В ходе судебной тяжбы между Заппой и компанией Warner Bros. новый материал не выпускался более года . Тем не менее, Warner Bros. выпустила ограниченным тиражом различные версии материала альбома Läther в 1978 и 1979 годах в виде четырёх отдельных пластинок (пяти полноформатных LP) . Четыре отдельных альбома не вошли в третий сборник песенOld Masters, выпущенный в 1987 году. Когда музыка впервые появилась на CD в 1991 году, Заппа решил выпустить четыре отдельных альбома. Полная версия альбома Läther посмертно была выпущена в 1996 году.
Хотя Заппа в конце концов получила права на все материалы, созданные под эгидой MGM и Warner Bros., иски предполагали, чтобы он выплатил сумму, полученную от доходов турне в поддержку альбома Läther, что и сделал в значительной степени в 1975—1977 годах, гастролируя с небольшой группой, которая ориентировалась на роковое звучание. К этой группе присоединились барабанщик Терри Боззио, бывший член группы The Mothers of Invention бас-гитарист Рой Эстрада, а также на некоторое время саксофонист Наполеон Мерфи Брок. Среди других музыкантов группы были басист Патрик О’Хёрн, вокалист игитарист Рэй Уайт и клавишник Эдди Джобсон. В декабре 1976 года Заппа появились в качестве приглашённого гостя на телевизионное шоу канала NBC под названием Saturday Night Live. Выступление включало в себя импровизированное музыкальное участие с актёром Джоном Белуши в инструментальная пьесе The Purple Lagoon. Белуши появился после того, как его персонаж Самурай Футаба сыграл на саксофоне вместе с Фрэнком. Песня Заппы I’m the Slime была представлена публике за кадром диктором SNL Доном Пардо, который в ту же трансляцию также включил композицию Peaches En Regalia.

В это же время группа Заппы группы, дополненная Рут Андервуд и духовыми инструментами с участием Майкла и Рэнди Брекеров, проводила концерт во время нью-йоркского Рождества, записи которого появляются на одном из альбомов, выпущенных компанией Warner Bros. под названием Zappa in New York в 1978 году. Этот альбом представляет собой смесь сильных инструментальных композиций, таких как The Black Page и юмористических песен, таких как Titties and Beer. Заглавная композиция, написанная первоначально для ударной установки, которая позже была доработана для больших групп, славится своими сложными ритмическими структурами и короткими, сильно аранжированными пассажами.В новом альбоме также присутствует песня о сексуальном маньяке Майкле Хьюберте Кеньоне по кличке «Иллинойсская клизма», предоставленная Доном Пардо в виде открытого рассказа . Как и многие песни, на этом альбоме содержатся многочисленные сексуальные намёки , которые приводили многих критиков к возражению и оскорблению.. Заппа проигнорировал критику, отметив, что он был журналистом, доносившим жизнь такой, какую видел своими глазами. Перед последовавшей борьбой с цензурой Фрэнк высказался следующим образом: «Как вы создаёте обществе, которое настолько примитивно, что оно цепляется за убеждения о том, что некоторые слова настолько правдивы, что они могут испортить вас в тот момент, когда вы их слышите?». Остальными альбомами, выпущенными компанией Warner Bros. без согласия Заппы, стали Studio Tan(1978) и Sleep Dirt(1979), которые состояли из сложных наборов инструментальных мелодий, записанных в период между 1973 и 1976 годах. Их выпуск долгое время задерживался из-за проблем с авторскими правами. Также без согласия Заппы в 1979 году был выпущен альбом Orchestral Favorites, который представлял собой записи концерта с оркестром в 1975 году.
Начало независимой сольной карьеры (1979)
Разрешив успешно исковые требования, Заппа закончил 70-е «сильнее, чем когда-либо», выпустив два самых успешных альбома в 1979 году: самый продаваемый в своей карьере Sheik Yerbouti и «добросовестный шедевр» под названиемJoe's Garage. Двойной альбом Sheik Yerbouti был впервые выпущен на новом лейбле Zappa Records, а песня Dancin' Fool, достигшая 45 позиции в чарте Billboard, номинировалась на премию Грэмми. Песня Jewish Princessиз альбома Sheik Yerbouti привлекла внимание со стороны Антидиффамационной лиги, пытавшейся предотвратить её ротацию по радио, так как, по мнению представителей этой организации, текст песни пропагандировал антисемитизм. Заппа категорически отрицал любые антисемитские настроения и охарактеризовал ADL, как «шумную организацию, которая пытается оказывать давление на людей, чтобы создать еврейский стереотип, соответствующий их идеям о хорошей жизни». Коммерческий успех альбома был обусловлен, в частности песней Bobby Brown. В связи с подробным текстом о встрече молодого человека с «лесбиянкой по имени Фредди» песня не получила ротацию в США, однако она возглавила чарты многих европейских странах, где английский язык не являлся родным. В тройном альбоме Joe’s Garage голос вокалистаАйка Уиллиса принадлежал некому персонажу по имени Джо, который рассказывал об опасности политических систем, подавлении свободы слова и музыки,Исламской революции в Иране, объявившей музыку в то время незаконной деятельностью в пределах своей юрисдикции и о «необыкновенных отношениях американцев, занимающихся сексом и откровениями». Альбом содержит такие рок-песни, как Catholic Girls (ответный удар по спорам о песне Jewish Princess),Lucille Has Messed My Mind Up и заглавный трек, расширенный с помощью живых гитарных импровизаций и игры музыкантов из резервной студийной группы, возглавляемой барабанщиком Винни Колайутой (с которым у Заппы сложилось хорошее музыкальное взаимопонимание) в ходе процесса ксенохронии. Альбом содержит одну из самых известных гитарных пьес Заппы под названием Watermelon in Easter Hay.
21 декабря 1979 года в Нью-Йорке прошла премьера фильма Фрэнка Заппы под названием Baby Snakes. Этот фильм был посвящён «людям, которые совершают ненормальные вещи». Почти трёхчасовой фильм состоял из отснятого материала с нью-йоркского концерта 1977 года, с участием клавишника Томми Марса и перкуссиониста Эда Манна, а также гитариста Эндриана Белью. Фильм также содержит некоторые необычные эпизоды с участием пластилиновой анимации Брюса Бикфорда, которые ранее были представлены на телевидении в 1974 году (позднее они стали доступными на видеоклипе The Dub Room Special 1982 года) . Фильм не пошёл в кинопрокат, однако выиграл гран-при на Первом Международном музыкальном фестивале в Париже в 1981 году. Фонд The Zappa Family Trust выпустил фильм на DVD, однако стал доступным он только с 2003 года.
Позднее, Заппа несколько раз появлялся на телевизионных передачах. Он озвучивал эпизоды в Shelley Duvall’s Faerie Tale Theatre, «Полиции Майами» и «Шоу Рена и Стимпи». Озвучка одного из эпизодов в сериале «Симпсоны» не состоялась к разочарованию создателя Мэтта Грейнинга (Грейнинг был соседом Заппы и верным фанатом его творчества).
80-е: Продуктивные когда-либо

В 1980 году Заппа порвал свои связи с компанией Mercury Records после того, как лейбл отказался выпустить песню I Don’t Wanna Get Drafted. В Северной Америке песня была выпущена на лейбле Zappa Records, а на международном уровне — компанией CBS Records. Проведя в турне большую часть 1980 года, Заппа в 1981 году выпустил альбом Tinsel Town Rebellion. Диск впервые был выпущен на собственном лейбле Заппы под названием Barking Pumpkin Recordsи состоял из песен, исполненных во время турне 1979 года, одного студийного трека и материалов гастролей 1980 года. Альбом представляет собой смесь сложной инструментальной музыки и использования шпрегезанга (разговора во время песни). Подобной вокальной техникой пользовались такие композиторы, как Арнольд Шёнберг и Альбан Берг. Использовав эту необычную технику, Заппа, таки образом, решил продемонстрировать музыкальный опыт участников собственной группы. Тем временем, некоторые тексты подняли шумиху среди критиков, обнаруживших в них элементы сексизма, а также политическуюи социологическую сатиру в заглавном треке альбома и песне The Blue Light. Песни описывались как «весёлая критика готовности американского общества к вере во что угодно». Альбом также примечателен тем, что в его записи участвовал гитарист Стив Вай, который присоединился к гастролирующей группе Фрэнка осенью 1980 года.
В том же году был выпущен двойной альбом You Are What You Is. Большая часть альбома была записана на новой студии Заппы под названием Utility Muffin Research Kitchen, находившейся в его доме, тем самым, дав музыканту полную свободу над работой[101]. Альбом включал в себя одну сложную инструментальную композицию под названием Theme from the 3rd Movement of Sinister Footwear, однако основное внимание было сосредоточено на рок-песнях с сардоническим социальным комментарием Заппы — сатирические тексты, ориентированные на подростков, СМИ, религиозное и политическое лицемерии[102]. Песня Dumb All Over — тирада на религию, как и композиция Heavenly Bank Account, в которой Заппа протестует против телевангелистов, таких как Джерри Фалуэлл и Пэт Робертсон, предположительно влияющие на администрацию США и использующие религию в качестве средства обогащения[103]. Такие песни, как Society Pages и I’m a Beautiful Guy, указывают на тревогу Заппы относительно эпохи Рейгана и его «грязного гонения на богатство и счастье»[103].
В 1981 году Заппа также создал три инструментальных альбома: Shut Up 'N Play Yer Guitar, Shut Up 'N Play Yer Guitar Some More и The Return of the Son of Shut Up 'N Play Yer Guitar, которые первоначально продавались на заказ, но позже были выпущены на лейбле CBS в связи с большой популярностью[104]. В этих альбомах Фрэнк сосредоточился исключительно нагитарной работе, композиции которой являлись «живыми» записями с 1979 по 1980 год, подчёркивающими импровизационныенавыки Заппы с «красивыми выступлениями группы поддержки». Другой исключительно гитарный альбом Guitar был выпущен в 1988 году, а Trance-Fusion — посмертно в 2006 году.
От хит-синглов к классической музыке
В мае 1982 года Заппа выпустил альбом Ship Arriving Too Late to Save a Drowning Witch, песня которого Valley Girl оказалась самым продаваемым синглом когда-либо, номинировалась на премию Грэмми и достигла 32 позиции в чарте Billboard. В импровизированном тексте песни дочь Фрэнка Заппы по имени Мун высмеивает бессодержательную речь девочки — подростка из долины Сан-Фернандо, популяризировавшей многие такие социолекты долины Сан-Фернандо, как «заткни мне рот ложкой», «конечно фер, конечно фер» «гроди» (толстяк) и «блевать наружу»[105]. Большинство американцев, которые недавно знали Фрэнка благодаря его успешным синглам, теперь думали о нём, как о человеке, пишущем «мелкие дешёвые товары», несмотря на то, что остальная часть альбома содержала весьма сложную музыку[106] . Заппа был раздражен этим и никогда не исполнял эту песню в живую[106][107].
В 1983 году были выпущены две работы, одной из которых стал рок-альбом The Man from Utopia[108]. Эклектичный альбом содержал вокальные партии в песняхDangerous Kitchen и The Jazz Discharge Party Hats, а также продолжение шпрехштим — путешествия по Tinseltown Rebellion[108]. Второй альбом London Symphony Orchestra, Vol. 1 содержал композиции Заппы, исполненные Лондонским симфоническим оркестром под руководством дирижёра Кента Нагано[108]. Второй записью этих сессий стала пластинка London Symphony Orchestra, Vol. 2, выпущенная в 1987 году[108]. Материал был записан в сжатые сроки за счёт всех предоставленных финансовых средств, полученных от коммерчески успешного сингла Valley Girl[108]. Заппа был недоволен записями с Лондонским симфоническим оркестром. Одной из причин является песня Strictly Genteel, которая была записана после того, как секция духовых инструментов пошла за напитками во время перерыва: треку понадобилось 40 правок, чтобы скрыть ненужные ноты[108]. Дирижёр Нагано остался доволен этим опытом и отметил, что «вежливость к оркестру и музыке с точки зрения человеческих сил довольно непростая вещь»[109]. В некоторых рецензиях отмечалось, что записи Заппы с оркестром до сих пор оставались лучшим воплощением музыки в карьере артиста[110]. В 1984 году Заппа снова объединился с Нагано и Беркелийской филармонией для живого выступления под названием A Zappa Affair[108]. Во время этого выступления находились расширенный оркестр, куклы в натуральную величину и движущиеся декорации[108]. Хотя критики признали выступление в коммерческом плане провальным, оно было только два раза[108]. После выступления Заппа был приглашён организатором конференции Томасом Уэллсом для доклада на собранииАмериканского общества композиторов в университет штата Огайо[111]. Именно там Заппа произнёс свою знаменитую фразу «Бинго! У вас есть постоянная должность!»[112], а также исполнил вместе с симфоническим и камерным оркестром города Коламбус и две пьесы Dupree’s Paradise и Naval Aviation in Art?[111][113] .
Синклавир
В течение оставшейся части в карьере Фрэнка большинство работ находились под влиянием использования синклавира в качестве композиторского и рабочего инструмента[114]. Учитывая сложность музыки, созданной Фрэнком, синклавир осуществлял практически всё, что можно было придумать[114]. Синклавир мог быть запрограммирован
Благодаря своему новому инструменту артист по существу покончил с необходимостью в музыкантах, так как Фрэнк рассматривал синклавир и настоящих исполнителей по отдельности[114][115]. В 1984 году Заппа выпустил четыре альбома. Альбом Boulez Conducts Zappa: The Perfect Stranger содержит композиции, написанные с участием камерного оркестра Ensemble Intercontemporain под руководством всемирно известного дирижёра Пьера Булеза (деятельность которого повлияла на создание альбома Freak Out!) и исполненные живьём в сочетании с синклавиром[116]. Заппа снова был недоволен исполнением своих композиций оркестром, так как они показались ему недостаточно отрепетированными, однако в примечаниях альбома он поблагодарил Булеза за точное исполнение всех требований[116]. Пьесы, исполненные на синклавире, отличались от произведений, сыгранных оркестром, из-за того, что звуки генерировались электроникой не так, как стало возможным вскоре благодаря семплингу[116].
Альбом Thing-Fish стал амбициозным трёхдисковым сборником в стиле бродвейских спектаклей, обращённых к антиутопии «а что, если», вовлекая в себя феминизм,гомосексуализм, создание и распространение СПИДа, а также евгенику, проводимую правительством США[117]. Новые вокальные записи сочетались с ранее выпущенными композициями и музыкой, написанной на синклавире. Эта работа стала ярким примером бриколажа[118]. И наконец, в 1984 году Заппа выпустил альбомFrancesco Zappa, который представлял собой исполнение на синклавире произведений композитора XVIII века Франческо Заппы (который не имеет отношения к роду Фрэнка), а также пластинку Them or Us, двухдисковый сборник сильно отредактированных концертных и сессионных записей[118].
Свидетельские показания в сенате США
19 сентября 1985 года Заппа давал свидетельские показания перед торговым, технологическим и транспортным комитетомСената США, раскритиковав Родительский центр по делам музыкальной продукции, со-основателем которого была Типпер Гор, жена тогдашнего сенатора Альберта Гора[119]. В эту организацию, созданную по спорным вопросам относительно сексистского исатанинского содержимого в текстах песен, входили преимущественно жёны политиков, в том числе представительницы пяти членов комитета[119]. Заппа понимал, что его деятельность — прямой путь к цензуре[120], поэтому он назвал предложение комитета о добровольной маркировке записей с откровенным содержимым «вымогательством» музыкальной индустрии[121]. В своём заявлении он сообщил:
Предложение центра является непродуманной частью абсурда, которое не принесёт реальную выгоду детям, нарушит гражданские права людей, не являющихся детьми, и приведёт к загруженности судов в течение многих лет, имея дела с проблемами соблюдения правопорядка и трактовки, связанных с идеей проекта. Это моё понимание того, что вопросы по поводу первой поправки в закон решаются предпочтением наименее ограниченной альтернативы. В связи с этим требования PMRC являются эквивалентом лечения перхоти с помощью обезглавливания … Основанием оценки системы, добровольности или других объектов открывает дверь в бесконечную череду моральных программ контроля качества на основе определённых вещей, которые не нравится христианам. А что будет, если следующая группа вашингтонских жён потребует большиежёлтые звезды на всех материалах, которые написаны или созданы евреями, чтобы спасти беспомощных детей от воздействия скрытого сионистского учения?
Переиздание старых альбомов и последний турЗаппа вставил цитаты из своего слушания в композицию, написанную на синклавире, под названием Porn Wars на альбоме 1985 года Frank Zappa Meets the Mothers of Prevention, полная запись которой была выпущена в 2010 году, как Congress Shall Make No Law….[119]. Слушание Заппы проходило во взаимодействии с сенаторами Фрицем Холлингсом, Слейдом Гортоном, Альбертом Гором (который на слушании утверждал, что является поклонником Заппы), а также Паулой Хоукинс утверждавшей, что с игрушками Заппы детям лучше не играть[119]. Заппа выразил мнение о цензуре, когда он появился на канале CNN в передачеCrossfire и обсудил проблемы с репортёром газеты Washington Times Джоном Лофтоном в 1986 году[123]. Страсть Заппы к политике США становится большей частью его жизни. Он всегда вдохновлял обложками альбомов своих поклонников идти на голосование, а на протяжение 1988 года на его концертах были регистрационные будки[124]. Он даже рассматривался в качестве кандидата на пост президента США[125]. В 1991 году Заппа всё-таки выдвинул свою кандидатуру на пост президента США, однако был вынужден её оставить из-за рака простаты[126].
Около 1986 года Заппа провёл программу по полному переизданию своих ранних виниловых пластинок[127]. Он лично наблюдал за ремастерингом всех своих альбомов на новый цифровой компакт-диск[128]. Определённые аспекты этих переизданий, однако, были раскритикованы некоторыми поклонниками, назвав ремастеринг предательством оригинальных записей[129]. Почти за двадцать лет до появления музыкальных интернет-магазинов, Заппа предложил заменить «продажу музыкальных записей» на «прямую передачу от одного цифрового носителя к другому» через телефон или кабельное телевидение (через лицензионный счёт и автоматически встроенный в программное обеспечение счётчик)[130]. В 1989 году Заппа описывал свою идею как «жалкий провал»[130].
В 1987 году альбом Jazz from Hell, выпущенный в 1986 году, принёс Фрэнку первую Грэмми за лучшее исполнение в жанре инструментальный рок[131]. За исключением одного гитарного соло, альбом содержал композиции, написанные исключительно на синклавире[131]. Несмотря на то, что инструментальный альбом вообще не содержал текстов песен, музыкальные магазины продавали альбом с наклейкой «откровенное содержимое» — предупреждением, введённым Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии Америки с соглашения Родительского центра по делам музыкальной продукции[132].
Последний тур Заппы в джаз-роковом формате состоялся в 1988 году вместе с 12 членами группы, репертуар которой состоял из более чем 100 композиций, однако сорвался ещё до своего завершения из-за обострившихся проблем со здоровьем[133]. Записи тура попали на альбомы Broadway the Hard Way (новый материал, содержащий песни с сильным политическим акцентом), The Best Band You Never Heard in Your Life («стандарты» Фрэнка Заппы и эклектичная коллекция кавер-версийизвестных песен, начиная от Boléro Мориса Равеля и заканчивая композицией группы Led Zeppelin под названием Stairway to Heaven) и Make a Jazz Noise Here (в основном инструментальная и авангардная музыка)[133]. Частично записи тура также можно найти на 4 и 6 томе альбома You Can’t Do That on Stage Anymore[133].
90-е: Классическая музыка и смерть
В начале 1990 года Заппа посетил Чехословакию по просьбе президента Вацлава Гавела в качестве консультанта по делам торговли, культуры и туризма[134]. Гавел был пожизненным поклонником Фрэнка, творчество которого оказало большое влияние на авангардную и подпольную музыку Центральной Европы 70-х и 80-х годов (чешская рок-группа The Plastic People of the Universe, арестованная в 1976 году, получила своё название по песне Заппы Plastic People 1967 года)[135]. Заппа с удовольствием согласился и начал встречаться с корпоративными чиновниками, заинтересованными в инвестицияхЧехословакии. По истечению нескольких недель, однако, администрация США оказала давление на правительство Чехии с требованием снять с поста Фрэнка Заппу[136]. Вместо того, чтобы выполнить требование американской администрации, Гавел назначил Фрэнка неофициальным культурным атташе[136]. Заппа планировал создать международные приёмные предприятия для облегчения торговли между бывшими странами Восточного блока и западными компаниями[137]. 24 июня 1991 года Заппа принял участие в концерте под названиемAdieu Soviet Army, организованном в Праге в качестве прощания с последними советскими солдатами, которые остались в Чехословакии (Красная Армия оккупировалаЧехословакию Пражской весной)[138]. Возможно, это было последнее выступление Фрэнка на сцене, запись которого появилась на альбоме Adieu C. A.
Большая часть проектов Заппы остановила своё развитие в 1990 году, когда Фрэнку был поставлен диагноз — рак простаты последней стадии[137]. Опухоль незаметно развивалась в течение десяти лет, операция которой в 1991 году стала невозможной[137]. После постановки диагноза Заппа тратил большую часть своей энергии на работы для синклавира и оркестра. Незадолго до своей смерти в 1993 году Заппа закончил свою важную работу на синклавире под названием Civilization, Phaze III, которую начал ещё в 1980 году[139][140].
В 1991 году Заппа был выбран в качестве одного из четырёх главных композиторов эпохи на Франкфуртском фестивале музыки в 1992 году (другими тремя композиторами стали Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен и Александра Кнайфель)[141]. К Заппе обратился Немецкий камерный оркестр Ensemble Modern, который был заинтересован в исполнении его музыки для этого события[142]. Несмотря на болезнь, Заппа пригласил оркестр в Лос-Анджелес для репетиции новых композиций и новыхаранжировок старого материала[142]. Довольный исполнением своей музыки, Заппа вместе с музыкантами также преуспели на концертах в Германии и Австрии, которые были запланированы на осень[142]. В сентябре 1992 года концерты проходили как положено, однако Заппа смог появиться только на двух во Франкфурте по причине болезни[142]. На первом концерте он дирижировал оркестром во время исполнения композиций Overture, G-Spot Tornado, Food Gathering in Post-Industrial America, 1992 иWelcome to the United States (всю остальную часть концерта дирижировал Петр Рундель)[142]. После концерта Заппе устроили двадцатиминутную овацию[143]. Этот концерт станет последним публичным профессиональным выступлением, так как рак распространился до такой степени, что заболевание вызывало слишком сильную боль, чтобы насладиться событием, которое, не иначе, Фрэнк назвал «волнующим»[143]. Запись этого концерта появилась в 1993 году на альбоме The Yellow Shark, ставший последним музыкальным релизом Заппы в своей жизни, а материалы студийных репетиций появились в 1999 году на посмертной пластинке Everything Is Healing Nicely[143].
В субботу 4 декабря 1993 года Фрэнк Заппа скончался в своём доме, в окружении его жены и детей. На следующий день во время прохождения закрытой церемонии прощания с музыкантом Заппа был похоронен на Вествудском кладбище Лос-Анджелеса[144][145] рядом с будущей могилой актёра Лью Айреса[146]. В понедельник 6 декабря семья публично заявила, что «композитор Фрэнк Заппа отправился в свой последний тур около шести часов вечера в субботу»[147].
Наследие
Признание и честь
Заппа получил широкое признание среди критиков. В книге The Rolling Stone Album Guide писалось, что «Фрэнк Заппа фактически плескался во всех жанрах музыки, независимо от того, был ли он сатирическим рокером, джаз-фьюжн исполнителем, гитаристом-виртуозом, электронным волшебником или оркестровым новатором — его эксцентричная гениальность была неоспоримой»[148]. Хотя работы музыканта черпали вдохновение из самых разных жанров, Заппа создавал композициям целостность и самовыражение. В 1971 году биограф Дэвид Уолли отметил, что «вся структура его музыки была единой, а не чётко разделенными по датам и временам последовательностями, которые собраны в одной композиции»[149]. Комментируя музыку, политическую деятельность и философию Заппы, в 2004 году Барри Майлсотметил, что эти понятия неразрывно связаны друг с другом: «Это была всего одна часть всей его концептуальной непрерывности»[150].

Журнал Guitar Player в 1992 году посвятил специальный выпуск Заппе, на обложке которого был вопрос: «Был ли Фрэнк Заппа лучшим хранителем музыкальных секретов Америки?»[151]. Редактор Дон Мэнн отметил, что выпуск был о «наиболее важном композиторе, вышедшем из современной популярной музыки»[151]. Среди этих композиторов был музыковед Николай Слонимский, который провёл премьерные исполнения произведений Чарльза Айвза и Эдгара Вареза в 30-х годах[152]. Он познакомился с Заппой в 80-х годах[153] и сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что Фрэнк делает, потому что он фактически создал новое музыкальное тысячелетие. Он делает красивую работу … Это удача, что я дожил до появления этого совершенно нового типа музыки»[154]. Дирижёр Кент Нагано отметил в том же номере, что «Фрэнк — гений. Это слово я нечасто использую … В случае Фрэнка оно не очень сильное … Он был очень грамотным человеком в музыкальном плане. Я не уверен, что широкая общественность знала это»[155]. Пьер Булез заявил в статье журнала Musician, что «Заппа был необыкновенной личностью, потому что он был частью мира классической музыки и рока, и хотелось бы, чтобы выжили оба жанра»[156]. Многие ученики признали Фрэнка Заппу одним из самых влиятельных композиторов своего поколения[157][158][159]. Как гитарист, Заппа ценится очень высоко[160][161][162].
В 1994 году в результате опроса критиков джазового журнала Down Beat имя Заппа было помещено в Зал славы[163]. Заппа был посмертно введён в Зал славы рок-н-ролла в 1995 году[164]. Там была надпись, что у «Фрэнка Заппы был острый рок-н-рольныймузыкальный ум и очень проницательным социальным критиком. Он был самым плодовитым композитором своего века и соединял различные жанры, в том числе рок, джаз, авангардную и классическую музыку, а также юмор с мастерской лёгкостью»[164]. В 1997 году Фрэнк Заппа посмертно получил премия Грэмми за жизненные достижения[165]. В 2005 годуНациональный совет по сохранению записей включил альбом We’re Only in It for the Money в Национальный записывающий системный реестр с комментарием о том, что «изобретательный и дерзкий альбом представляет собой уникальную антиконсервативную и антиконтркультурную политическую установку, наполненную жёсткой сатирой на хиппи и реакцию Америки на это явление»[166]. В том же году журнал Rolling Stone поставил Заппу на 71 позицию в списке «ста величайших артистов всех времён и народов»[167]. В 2011 году тот же журнал поставил Фрэнка на 22 позицию в списке «ста величайших гитаристов всех времён и народов»[168].
Влияние на артистов
Ряд известных музыкантов, групп и оркестров разных жанров находились под влиянием музыки Фрэнка Заппы. Такие рок-музыканты, как Элис Купер[169], Primus[170],Фии Уэйбил из группы The Tubes[171] признавали влияние Заппы на их творчество, также как и группа Henry Cow[172], Трей Анастасио из группы Phish[167] и Джон Фрушанте[173]. Пол Маккартни рассматривал пластинку Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band группы The Beatles как альбом Freak Out! Фрэнка Заппы[174] . Такие хард и метал-исполнители, как Black Sabbath[175], Майк Портной[176], Уоррен ДеМартини[177], Стив Вай[178], Strapping Young Lad[179], System of a Down[180], Clawfinger[181] и Дэвин Таунсенд[182] признавали вдохновение Заппы. Такие представители классической музыки, как Томас Ульрих[183], Meridian Arts Ensemble[184], Ensemble Ambrosius[185] иFireworks Ensemble[186] признают влияние Заппы и регулярно исполняют его композиции. Современные джазовые музыканты и композиторы, такие как Билл Фризель[187]и Джон Зорн[188] признавали вдохновление Заппы, как и легенда фанка Джордж Клинтон[189]. Другими артистами, чьи работы находились под влиянием,Заппы, были нью эйдж пианист Джордж Уинстон[190], композитор Боб Глюк[191], пародист и комик «Странный Эл» Янкович[192], пионер индастриала Дженезис Пи-Орридж[193] и нойз-исполнитель Акита Масами из Merzbow[194].
ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОЛУЧАЕТЕ НАШУ РАССЫЛКУ - ПРОВЕРЬТЕ ПАПКУ "СПАМ" ВАШЕГО ПОЧТОВОГО КЛИЕНТА И ВНЕСИТЕ НЕОБХОДИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ









































































New playlist
Search playlist
Choose a playlist from the list