читать далее...
В этом составе они удачно попались на глаза известному американскому воротиле музыкальной индустрии Джеку Хольцману, чья фирма грамзаписи Elektra Records к тому времени изрядно разбогатела от продаж пластинок подписанных на неё The Doors и Джуди Коллинз. Базирующаяся в Нью-Йорке, эта компания попыталась захватить растущий рок-музыкальный рынок не только в Штатах, но и за океаном. Таким образом, Methuselah, в числе дюжины других английских команд, подписали с Хольцманом контракт на запись трёх долгоиграющих пластинок. Вот почему альбом этой английской группы был выпущен в Америке (и только в Америке).
Там их никто не знал, никто не раскручивал, и нет никаких сведений о каком-либо турне Methuselah в США, поэтому пластинка Matthew, Mark, Luke And John благополучно затерялась в сотнях ежедневных релизов той богатой на творчество эпохи конца шестидесятых. Брюс Эдер из AllMusic.com упоминает о мифическом втором альбоме Methuselah, который будто бы был записан следом в середине 1969 года и назывался Matthew Mark Luke & John (найдите в названии различие с первым!). Этот альбом никогда не был реализован, более того исчез безследно.
Потому что в группе Methuselah начались разброд и шатания. Джон Глэдвин и Терри Уинкотт, которым была больше по душе акустическая фолк-музыка, устали от того, что их чувствительная игра на акустических гитарах и стройно разложенные вокальные гармонии тонули в электрическом звучании. Эти двое ушли и, в конце концов, нашли себя в основанной ими группе Amazing Blondel (Удивительная Блондель), которая и в XXI веке продолжает начатое ими в семидесятых дело - возрождение музыки Возрождения. Некоторые, впрочем, называют их стиль психо-фолк, а сам Терри Уинкотт охарактеризовал его как "псевдо-елизаветинская классическая акустическая музыка, напеваемая с британским акцентом". Дело в том, что Глэдвин и Уинкотт владели огромным количеством инструментов, в том числе достаточно экзотических, а точнее исторических - таких как лютня, блокфлейты, теорба, цистра, окарина, крамгорн и т.п., но это уже другая группа и другая история...
АЛЬБОМ
Несмотря на очень библейское название альбома - по именам апостолов, оставивших миру четыре Евангелия - "Матфей, Марк, Лука и Иоанн" - тексты песен не носят такой уж духовный характер, как можно было ожидать. Это не госпелз или спиричуэлз - традиционные американские жанры духовной музыки, которые всегда основательно опираются на дух и букву Евангелия. В то же время, здесь нет какого-либо кощунства - скорее просто наивный набор слов повзрослевших хиппанов, пытающихся найти нечто более прочное, чем "власть цветов" (flower power) и галлюцинации ЛСД.
В первой песне, например, называющейся "Матфей", певец в рефрене обращается к Матфею: "Матфей, Матфей, я хочу поговорить с тобой". В куплетах он поёт о том, что несмотря на всё слышанное об Иисусе, он мало верит этому, но судя по общей тональности, не прочь поверить, если кто-то - тот же Матфей вразумит его. В общем, как пишет в AllMusic.com Фред Белдин: "это пристрастие к библейским образам могло с одинаковым успехом оттолкнуть как секуляризованную публику, так и верующих, поскольку реально имело мало общего с христианством - ... просто масса ссылок на знакомые места в Библии и щеголяние знанием библейских имён."
Помимо библейских тем, в альбоме проскальзывают следы английского фольклора, в том числе упоминается башня Кумб (Tower Of Coombe). Такая башня реально существует в английском графстве Сомерсет на юге страны, но она ничем не примечательна, кроме того, что владелец построил её в 1750 году, дабы попытаться затмить куда более значительную постройку своего соседа - башню Уиллет (Willet Tower). Богатое воображение автора - Джона Глэдвина заточает в эту башню какую-то "бедную Мэри"...
Куда интереснее и доходчивее музыка Methuselah. Она проста и лаконична по композиции и аранжировке, и спродюсирована соответствующим образом - просто и прозрачно. Не исключено, что всё сыграно вживую, без наложений. В Methuselah играли Терри Уинкотт (ритм-гитара, вокал), Лесли Никол (лидер-гитара, вокал), Грег Остин (бас-гитара, вокал), М.Джей Брэдли (ударные) и лидер группы Джон Глэдвин - главный сочинитель, главный вокалист, подыгрывающий иногда на вибрафоне и глокеншпиле - эдакой разновидности металлофона.
Что самое приятное и оригинальное в этой группе - дружные хоровые распевы и замечательная игра Лесли Никола на лидер-гитаре. Его соло неожиданно врубаются иногда в самые тихие моменты и придают группе хороший драйв. Вообще звучание у Methuselah достаточно тяжёлое, это старый добрый хард-рок, немножко неуклюжий в сравнении с виртуозными пассажами более поздних его представителей или современных хэви-металлистов, зато наполненный тем многозначительным смыслом, который без всяких слов понятен и желанен для всех любителей музыки той эпохи. Надо добавить - это очень распевный хард-рок, в Methuselah хорошо и активно поют четверо из пяти участников - все, кроме ударника - и раскладывают красивые многоголосия.
Если говорить о многоголосии, то наиболее ярко оно продемонстировано в последнем номере альбома. Это "Frère Jacques" (Братец Якоб) - французская песенка, которую в детстве разучивает всякий француз и афрофранцуз:
Брат Жак, Брат Жак,
Спишь ли ты? Спишь ли ты?
Звонят к заутренней! Звонят к заутренней!
Динь-дан-дон, динь-дан-дон.
Благодаря своему многоголосию и распеву каноном песня, впрочем, широко известна и в Англии, и в Германии, и входит в программу детских музыкальных школ, как образец музыкальной точности и красоты. Начав с классического вокального канона, Methuselah развивают тему в неожиданно джазовой свинговой манере. Лесли Никол на гитаре, а Джон Глэдвин на вибрафоне переводят основную тему в многозначительный минор, а завершается песня вокальным каноном в таком же шокирующем миноре. Что имели в виду Метуселах, обратив песню в минор и завершая таким образом в целом достаточно бодрый альбом - трудно сказать. Но если не быть придирчивым к текстовой и смысловой нагрузке альбома, Matthew, Mark, Luke And John звучит очень интересно и своеобразно. С удовольствием рекомендуем всем любителям указанной эпохи как один из приятнейших её музыкальных сюрпризов.
oldies