читать далее...
Искусство Хэйдена — искусство сдержанности, — пишет о нём историк джаза Крис Келси. — Он никогда не играет две ноты там, где достаточно одной — или ни одной. Он не играет в блестящей показной манере, его виртуозность имеет свои ограничения, но его звук и выразительность глубже, чем у большинства джазовых басистов. Он не концентрируется на скорости и подвижности, а тонко исследует тембральные возможности своего инструмента твёрдой рукой и чувствительным слухом.
Чарли Хэйден родился 6 августа 1937 г. на Среднем Западе США, в городке Шенандоа, штат Айова. Его родители были кантри-музыкантами, и Чарли вырос в среде народной американской музыки: отец и мать выступали на сельских ярмарках, на религиозных собраниях, а после рождения сына ежесуточно дважды в день выходили в радиоэфир из Шенандоа с собственной получасовой программой.Дебют Чарли в музыке как раз и состоялся в этой программе — ему не было ещё и двух лет: мать заметила, что он мычит, подпевая музыке, и его сделали «сенсацией семейного радиошоу». Вскоре семья переехала в более крупный город — Спрингфилд, штат Миссури, где продолжала выпускать кантри-программу на радио. Чарли пел в семейном шоу, но в 15-летнем возрасте перенёс полиомиелит, который ослабил нервы его лица и горла. Петь он больше не мог, но с 18 лет играл кантри на контрабасе, в том числе в телешоу кантри-певца Реда Фоли, которое снималось в Спрингфилде.В возрасте 20 лет Чарли Хэйден уехал в Лос-Анджелес, где впервые начал играть джаз. Некоторое время в 1957 г. он выступал в ансамбле пианиста Пола Блэя в клубе Hillcrest и примерно в это время впервые услышал молодого саксофониста Орнетта Коулмана, который произвёл на него огромное впечатление своими радикальными музыкальными идеями. В 1958-м в «Хиллкресте» они выступали уже вместе — Коулман, трубач Дон Черри, Блэй и Хэйден.В 1959 г. Хэйден, Черри и Коулман уехали в Нью-Йорк, где их новаторский квартет с барабанщиком Билли Хиггинсом выступал в клубе Five Spot. Хэйден принимал участие в записи эпохальных альбомов Орнетта Коулмана «The Shape of Jazz to Come», «Tomorrow Is The Question!» (1959), «Free Jazz» и «Change of the Century» (1960) и др.В 1960-е Хэйден много выступал с другими музыкантами, среди которых были саксофонист Арчи Шепп, пианист Денни Зайтлин, тромбонист Розуэлл Радд и др. В 1969 он создал свой, вероятно, самый «нашумевший» проект — обширный состав Liberation Music Orchestra («Оркестр освободительной музыки»), который активно продвигал левые политические лозунги и вообще идею политической вовлечённости музыкантов. Прославленный альбом этого состава вышел на Impulse! в 1969 г.; лидером «Оркестра» был Хэйден, но ничуть не меньшую роль в его записи сыграла пианист и композитор Карла Блэй, а в 21-минутной сюите на темы мексиканских революционных песен периода освободительных войн главной звездой выступает гитарист Сэм Браун.Впоследствии Чарли Хэйден не раз восстанавливал «Оркестр освободительной музыки» — они записали альбом «The Ballad of the Fallen» для ЕСМ в 1982 г., но особенно широкой известностью пользуется вариант «Оркестра» 2005 г., выпустивший сильный альбом «Not in Our Name» на Verve.В 80-е годы прошлого столетия Хэйден участвовал в создании передовой программы импровизационной музыки в Калифорнийском университете искусств CalArts. Основным его проектом 1990-х стал Quartet West, в котором с ним работали саксофонист Эрни Уоттс, пианист Алан Броудбент и барабанщик Ларанс Марэйбл. Музыка этого коллектива в гораздо большей степени была ориентирована на джазовый мэйнстрим, нежели на радикальные увлечения молодых лет Хэйдена.